Page 334 - 000199_000009_003613470
P. 334
322 С. В. ЕШЕВСКІЙ.
центръ умственной жизни этого міра и показываетъ, какъ
неизбѣжно начала этой жизни должны были уступить передъ
новыми началами христіанства. Строгая критика можетъ ука-
зать на то, что незнакомство съ подлинниками многихъ за-
мѣчательныхъ произведеній древности (по гречески Ешев-
скій не читалъ) могло тутъ и тамъ имѣть вліяніе на самое
изложеніе. Тутъ есть своя доля правды; но не слѣдуетъ за-
бывать и того, что профессоръ не можетъ всюду быть само-
стоятельнымъ, что ясное и живое изложеніе чужихъ резуль-
татовъ нерѣдко составляетъ важную заслугу. Прибавимъ
однако, что если греческую литературу Ешевскій зналъ по
переводамъ, то латинская была ему вполпѣ пзвѣстна. То же
надо сказать и объ исторической литературѣ самаго пред-
мета: все, что касалось его, было тщательно прочитано и
изучено. Я помню, съ какимъ нетерпѣніемъ добивался онъ
книги Деллингера: «Heydenthum unci Jndenthimi» и въ какое
ногодоваше приходилъ, замѣтивъ при чтеніи, что книга, въ
сущности — поспѣшная компиляція.
Рядомъ съ этимъ курсомъ Ешевскій читалъ другой. Для
студентовъ 1-го и 2-го курса онъ обязанъ былъ читать древ-
нюю исторію. Новую читалъ тогда г. Вызинскій, котораго
лекціи о феодализмѣ, какъ введеніе въ новую исторію, напе-
чатаны въ «Русскомъ Вѣстникѣ». Ешевскій считалъ неспра-
ведливымъ обременить молодаго преподавателя двумя курсами
и потому взялъ древнюю исторію на себя. Курсъ этотъ до-
водилъ Ешевскій до персидскихъ войнъ; главное вниманіе
профессора, сколько могу судить по краткому изложенію,
составленному по моей просьбѣ однимъ изъ тогдашнихъ его
слушателей, И. П. Хр., обращено было на бытъ и религію
народовъ Востока; онъ долго останавливался на памятникахъ
искусства, описывая ихъ по разсказамъ путешественниковъ
п указывая на труды, сдѣланные для ихъ объясненія. И. П.
Хр. чрезвычайно хорошо характоризуетъ этотъ курсъ, а вмѣ-
стѣ съ тѣмъ и все преподаваніе Ешевскаго: «Ешевскій —
говорить онъ — былъ одинъ изъ тѣхъ людей, которые не мо-