Page 336 - 000199_000009_003613470
P. 336
324 С. В. ЕШЕВСКШ.
дидата. Для молодаго человѣка, могущаго запомнить основ-
ное содержаніе лекцій, а главное, понять и сознательно вы-
сказать это содержаніе, пятерка была обезпечена, и она
всегда входила, какъ совершившійся фактъ, въ наивно-ко-
рыстные разсчеты будущихъ кандидатовъ. Но зато упомяну-
тое главное условіе нужно было всегда соблюсти при отвѣтѣ
С. В — чу; только тогда онъ внимательно и спокойно выслу-
шпвалъ студента п, не задерживая его долго, смѣло ставилъ
высшую отмѣтку. Въ семьѣ, конечно, не безъ урода: бы-
вало не безъ грѣха, т. е. не безъ отсутствія главнаго
условія въ отвѣтѣ. Въ такомъ случаѣ С. В. пршшмалъ ожив-
ленный и веселый видъ и начиналъ энергически задавать не-
счастному вопросы поразительной простоты, отъ которыхъ былъ
менѣе, чѣмъ одинъ шагъ, до первыхъ страницъ руководств!.
Смарагдова и Ободовскаго. Помнится, напримѣръ, что одному
изъ такихъ студентовъ, не могшему не только прямо, но и
криво понять историческое явленіе, въ родѣ Аполлонія Тіан-
скаго, профессоръ задалъ вопросъ касательно географиче-
скаго положенія Аравіи и былъ утѣшенъ не менѣе порази-
тельнымъ по своей простотѣ отвѣтомъ. Даже и въ подобных!,
критическпхъ обстоятельствахъ С. В. не терялъ присутствія
духа и веселаго настроенія: онъ только сознавался, шутливо
разставляя руки, что находится въ затруднительномъ поло-
женіи, въ необходимости поставить, по большей мѣрѣ, двой-
ку. Только впослѣдствіи , подъ вліяніемъ съ одной стороны
сознанія необходимости поднять уровень нашего образованія,
а съ другой стороны и болѣзни, сталъ онъ строже и требо-
вательнѣе».
Обязанности профессора не ограничивались для Ешев-
скаго однимъ чтеніемъ лекцій и учеными занятіями; дѣла
совѣтскія также тревожили его. Ешевскій, по своему харак-
теру, принадлежалъ къ числу людей, которые охотно жерт-
вуютъ собственнымъ покоемъ тому, что считаютъ своимъ дол-
гомъ; на исполненіе долга онъ всегда смотрѣлъ серіозно и
не останавливался въ этомъ случаѣ ни передъ какими сооб-