Page 209 - 000199_000009_003613470
P. 209
А. Л. ШЛЕЦЕРЪ. 197
и надѣялся достигнуть ігризнанія человѣческихъ правъ пу-
темъ сознанія. Но съ правами онъ постоянно соединялъ обя-
занности, какъ для уиравляемыхъ, такъ и для управляющихъ.
Въ своей метаполитикѣ — ученіе объ образованіи обществъ
и государствъ — Шлецеръ исходитъ изъ общепринятаго тогда на-
чала— естествениаго состоянія; но это естественноесостояніе
не то блаженное состояніе, которое такими яркими красками
рисуетъ Руссо. Въ естественномъ состояніи Шлецеръ видитъ
жалкихъ дпкарей, лшиенныхъ даже языка. Общества и госу-
дарства образуются и по Шлецеру посредствомъ договора.
Любопытно, что образованіе аристократіи онъ объясняетъ
землевладѣніемъ а не военною службою. Проводя свои идеи
съ каѳедры, Шлецеръ пскалъ и болѣе широкой аудиторіи,
сознавая необходимость развить общественное мнѣніе и граж-
данское чувство. Съ этою цѣлью онъ издалъ въ 1775 году
«Опыты переписки», содержанія преимущественно стати-
стическаго; съ 1777 г. по 1782 г. онъ издавалъ «Новую
переписку»; а съ 1783 по 1792 г. «Государственныя
Извѣстія». Ярко характеризуете великій историкъ нашего
времени журнальную дѣятельность Шлецера. «Онъ создалъ —
говоритъ Шлоссеръ — судилище, предъ которымъ блѣднѣли
всѣ ненавистники просвѣщенія, всѣ безчисленные маленькіе
злодѣи Германіи. Для изданія журнала, въ которомъ гово-
рилось бы о государственномъ управленіи и ' современной
исторіи, въ то время никто не былъ способнѣе Шлецера по
его безчисленнымъ знакомствамъ во всѣхъ земляхъ, по его
многостороннимъ знаніямъ, по его качествамъ и даже недо-
статкамъ. Если принять въ соображеніе, что онъ имѣлъ въ
виду только германскія государства и что въ то время, когда
Виландъ съ какою-то робостію взвѣшивалъ каждое слово въ
своемъ беллетристическомъ журналѣ, ясно будетъ, что муже-
ство и желѣзная воля геттингенскаго профессора какъ будто
созданы были для политическаго современнаго изданія». Жур-
налъ читали съ особеннымъ интересомъ Марія-Терезія и
Іосифъ Н; по во время французской войны ганноверское