Page 211 - 000199_000009_003613470
P. 211
А. Л. ШЛЕЦЕРЪ. 199
«Идеалѣ Всеобщей псторіи» указать общій планъ исто-
ріи, что онъ отчасти и исполиилъ относительно древности.
Его всеобщая исторія — по мнѣпію Шлоссера — «относится
къ появившимся почти одновременно съ нею идеямъ Гердера,
какъ проза къ поэзіи. Шлецеру была доступна только внѣш-
няя матеріальная сторона жизни; онъ признаетъ только явле-
ніе само по себѣ, только осязаемую величину и физическую
силу; фантазію же, чувство, величіе души едва считалъ су-
щественными свойствами человѣка. Въ своей оцѣнкѣ онъ
обращаетъ внимапіе только на достоинства управленія, по-
рядокъ, безопасность и- справедливость. У него было непод-
дельное отвращеніе отъ безиокойнаго, невѣдавшаго полиціи
греческаго народа; онъ считалъ заслуживающими вниматель-
наго изученія китайцевъ, моиголовъ и турокъ. Вирочемъ,
Шлецеръ, не смотря на односторонность своихъ воззрѣшй,
имѣетъ большія заслуги. Онъ принадлежитъ къ числу людей,
тѣмъ ироложившихъ путь исторической наукѣ нашего вре-
мени, что соединили взгляды Болинброка и Вольтера съ уче-
нымъ способомъ изложенія нѣмцевъ, и такимъ образомъ, съ
критикой имъ свойственной, соединили то, чего имъ недо-
ставало: основательное знаніе и ученую изслѣдовательность» .
Многосторонняя ученость Шлецера дала прочную основу его
критикѣ источниковъ, которую онъ раздѣлялъ на низшую и
высшую. Первая касается внѣшнея достовѣрности текста;
а вторая его внутренняго значенія. И ту и другую онъ
впервые приложилъ къ русской исторіи.
Обратимся теперь къ двумъ наиболѣе для насъ важнымъ
его сочиненіямъ: къ «Всеобщей Исторіи сѣвера» и къ
«Нестору». «Всеобщая исторія сѣвера» составляетъ одинъ
изъ томовъ дополненія къ нѣмецкому переводу « Всеобщей ис-
торіи» составленной обществомъ англійскихъ ученыхъ. Книга
эта состоитъ йзъ нѣсколькихъ статей, писапныхъ частію са~
мимъ Шлецеромъ, частію заимствованныхъ у другихъ уче-
ныхъ (Шеннига, Ире). .Начинается она статьею Шеинига
«О невѣжествѣ древнихъ въ землеоиисаніи сѣвера». Статью