Page 212 - 000199_000009_003613470
P. 212

200                    А.  Л.  ШЛЕЦЕРЪ.
    сопровождают примѣчанія      Шлецера.   Въ примѣръ    отноше-
    нія Шлецера къ источникамъ можно привести его примѣчаніе,
    объясняющее, почему нельзя вѣрить разсказамъ путешествен-
   никовъ.  «И  въ  наше время —говорить    онъ — случается кому
   нибудь путешествовать въ земляхъ, гдѣ уже       существуютъ  и
   географія  и статистика; однако  и  тамъ  бываетъ   трудно  со-
    брать вѣрныя географическія  и статистическія свѣдѣнія  и  от-
   личить факты дѣйствительные    отъ пустыхъ разсказовъ, пере-
   даваемыхъ   за вѣрные.   Но   поставьте себя   на мѣсто путе-
   шественника древняго,   когда не знали или знали   очень шатко
   географііо.  Большею  частью  онъ слушалъ и вѣрилъ тому, что
   слышалъ. Геродотъ    самъ былъ   въ  Скиѳіи  и ѣздилъ  но  мно-
   гимъ рѣкамъ; но ѣхать по рѣкѣ    или описывать   ее — двѣ  вещи
   совершенно различныя:   онъ видитъ ту часть рѣки,  по которой
   ѣдетъ,  но дальше,  источниковъ ея,  онъ  не видитъ;  такъ  что
   ему приходится вѣрить тому,     что ему  говорятъ  о мѣстѣ  ея
   истока. Онъ ѣдетъ    въ  городъ,  ноложимъ,  для  того,  чтобы
   узнать,  насколько вѣрно   сообщенное ему свѣдѣніе     объ  ис-
   токахъ рѣки,  и  съ удивленіемъ узнаетъ,  что  толпа ничего не
    знаетъ объ  этомъ. Еще  во время Клювера     спорили объ   ис-
   токахъ Дуная. Христофоръ Колумбъ былъ        самъ  въ Америкѣ
    и тѣмъ  не менѣе вѣрилъ,    что былъ  въ Остъ-Индіи». Также
    очень  важны  его  замѣчанія  о томъ,  насколько вредна про-
    извольная этимологія,  равно  какъ  и  о фантастической этно-
    графіи древнихъ,  для  которыхъ всѣ народы, кромѣ грековъ,
    римлянъ, нерсовъ и другихъ, лучше имъ извѣстныхъ народовъ,
    принадлежатъ   къ  четыремъ   племенамъ;   къ  скиѳскому   на
    сѣверѣ, эѳіонскому  на югѣ, индскому    на  востокѣ  , и  кельт-
    скому  на заиадѣ.  За статьей   Шеннига идетъ    статья Шле-
    цера «Исторія сѣвера   во  всемъ  объемѣ»  —преимущественно
    о финнахъ и скандинавахъ;— исторія Литвы, исторія славянъ,
    очеркъ христіанскаго сѣвера, очеркъ русскаго сѣвера, о путе-
    шествіи  скандинавовъ въ   Константинополь (статья Ире),    о
    скандинавскихъ письменахъ— рунахъ. Во всемъ этомъ можно
    многому научиться. Но замѣтимъ,   что критика Шлецера есть
   207   208   209   210   211   212   213   214   215   216   217