Page 210 - 000199_000009_003613470
P. 210

198                     А.  Л.  ШЛЕЦЕРЪ.
   правительство нашло    возможньшъ    помѣшать   его продолаѵе-
   нію,  придравшись  къ ссорѣ   между Шлецеромъ и мѣстнымъ
   почтмейстеромъ.
       Еще важнѣе    заслуги ПІлецера, какъ историка и критика.
   Въ   этомъ  отношеніи   заслуги его раздѣляетъ  товарищъ его
   по преподаванію Гаттереръ, вышедшій       на поприще исторіи
   пѣсколько  раньше. Всеобщей исторіи,   можно сказать,   не су-
   ществовало   дотолѣ   въ  нреподаваніи.   Отсутствіе  критики,
    отсутствіе общихъ взглядовъ   было  еще чрезвычайно чувстви-
    тельно  въ Германіи,  тогда  какъ  въ другихъ  странахъ уже
    начиналось иное понятіе   объ исторіи (для критики припом-
    нимъ Фрере   во Францін,   для общихъ построеній Боссюэта,
    Вольтера, Монтескье);    Германія  же  жила средневѣковыми
    комиендіумами.   Въ  такое время выступилъ Гаттереръ.    Онъ

    старался въ  своихъ учебникахъ разъяснять     и  связывать  въ
    одно цѣлое религіозныя,   политическія  и семейныя отношенія
    народовъ,  указывать  ихъ  степень образованія,  вносить  гео-
    графію  и этнографію,  такъ какъ закладывалъ зданіе будущей
    исторіи цивилизаціи. Другой заслугою Гаттерера было разъ-
    ясненіе  такъ  называемыхъ вспомогательныхъ наукъ исторіи  —•
    хронологіи,  гепеалогіи,  дипломатики.  Отъ Шлецера Гатте-

    реръ  отличался тѣмъ,  что  былъ  исключительнымъ ученымъ,
    не заботившемся   о томъ,  что дѣлается вокругъ него; только
    французская революція, возбудивъ    въ  немъ ужасъ, обратила
    на себя  его вниманіе.  Не таковъ былъ ІПлецеръ. Страстный
    публициста, человѣкъ,   одаренный болышімъ здравымъ     смыс-
    ломъ,  практикъ   прежде всего,  онъ  и  въ исторіи  оставался
    такимъ же, какимъ былъ въ нолитикѣ. Для     него исторія была
    прежде всего и главнѣе всего воспроизведеніемъ развитія обще-
    ственныхъ отношеній,     школою   гражданскихъ чувствъ.   Но
    для того, чтобы исторія   была   достойна  своего назначенія,
    она должна опираться на    точно изслѣдованныя   и провѣрен-
    ныя здравымъ   смысломъ данныя; исторія    должна начинаться
    съ критики  и изученія  источниковъ. Отсюда два стремленія
    въ Шлецерѣ.    Съ одной    стороны,  онъ пробуетъ  въ  своемъ
   205   206   207   208   209   210   211   212   213   214   215