Page 199 - 000199_000009_003613470
P. 199

А.  Л.  ШЛЕЦЕРЪ.                  187

   византійцевъ,  сознав.ъ  ихъ необходимость  для русской исто-
   ріи, и, для лучшаго пониманія   языка лѣтописей,  началъ пзу-
   ченіе  другихъ  славянскихъ языковъ.
       Наконецъ, номѣщеніе     у Разумовскихъ    было  готово,  и
   Шлецеръ нереѣхалъ     въ  него. Дѣти  гетмана вмѣстѣ  Съ  сы-
   номъ Тенлова, рекетмейстера и     статсъ-секретаря у нріема
   прошееій   Козлова  и  Олсуфьева номѣщались     отдѣльно  отъ
   родителей,  по  мысли Тауберта, чтобы устранить вліяніе   ма-
   тери. Дѣти жили нодъ надзоромъ гувернера, француза Бурбье,

   хотя  и  бывшаго лакея,  но правильно   писавіпаго  по  фран-
   цузски. Съ   ними жили полуученый іезуитскій     ученикъ  изъ
   Вѣны,   математикъ Румовскій,   и Шлецеръ.    Шлецеръ, соби-
   раясь переѣзжать,   былъ недоволепъ   и приготовленнымъ ему
   помѣщеніемъ   и  неопредѣленностью    своего  положенія.   Но
   все устроили,   и  онъ переѣхалъ   и  принялся   учить  дѣтей
   сперва по нѣмецки,    нотомъ  и  по  латыни. «Однажды— гово-
   ритъ Шлецеръ— я осмѣлился      сказать Тауберту,  что въ учеб-
   номъ планѣ   нашихъ    молодыхъ   людей забыта географія,
   или даже   и  того болѣе  важная наука, вполнѣ соотвѣтствую-
   щая назначенію    нашихъ воспитанниковъ, а именно— отчиз-
   н о в ѣ д ѣ н і е.  Подъ послѣднимъ  я разумѣлъ статистику,
   но  не осмѣлился  выговорить   этого  совершенно незнакомаго
   слова, котораго  не произносилъ еще   языкъ   ни  однаго рус-
   скаго». Таубертъ согласился.    «Мои первые уроки — продол-
   жаетъ Шлецеръ— были:     Какъ  велика Россія  въ сравненіи  съ
   Германіею   п Голландіею?— За нѣсколько    дней передъ тѣмъ
   математикъ сообщилъ понятіе о квадратныхъ миляхъ; такъ    со-
   гласно мы работали!— Что    такое юстицъ-коллегія?  что поку-
   паешь  и  что продаетъ русскій?  откуда получаетъ онъ  золото
   и серебро?» Таубертъ съ удивленіемъ слушалъ      эти уроки  и
   дополнялъ   ихъ  за обѣдомъ  своими разсказами. Скоро    онъ,
   пользуясь  своими связями   и  знакомствами,  началъ  достав-
   лять Шлецеру офиціальные матеріалы     для статистики. Когда
   гувернеръ оказался неспособнымъ преподавать исторіго, пре-
   подаваніе  ея перешло также къ Шлецеру. «Здравый смыслъ —
   194   195   196   197   198   199   200   201   202   203   204