Page 194 - 000199_000009_003613470
P. 194
182 А. Л. ШЛЕЦНРЪ
съ чисто ученымъ и при томъ одностороннимъ— напр., фило-
логическимъ образованіемъ — ничегоподмѣтить не могли. Люди,,
не выходившіе изъ своего кабинета далѣе аудиторы или со-
сѣдняго кнейпа, люди, не выѣзжавшіе всю жизнь за пре-
дѣлы маленькаго города, не входившіе въ подробности прак-
тической жизни, и не могли быть пригодны къ такой дѣя-
тельности. Правда, что уединенный Кенигсбергскій мысли-
тель, творедъ новой философіи, нашелъ Архимедову точку
въ своемъ громадномъ умѣ; но то была точка логическая, да
и умъ былъ размѣровъ рѣдко достигаемыхъ людьми. Для кри-
тической же работы въ положительной области науки, для
приданія -этой области точнаго положительнаго характера,
нужны были другія способности, нужна была другая подго-
товка. И способности эти и эта подготовка нашлись именно
у Шлецера. Бъ началѣ 1761 года открылось передъ Шле-
церомъ новое, неожиданное имъ поприще: онъ получилъ
нриглашеніе поступить домашнимъ учителемъ къ русскому
исторіографу Миллеру, и, склоняясь на убѣжденія Михаэли-
са, что этимъ открываются ему средства къ осуществленію
его любимой мечты — нутешествію на востокъ —Шледеръ при-
нялъ приглашеніе. Въ его жизни начинается новый періодъ,
и русская историческая паука тоже вступаетъ въ новый пе-
ріодъ.
Послѣ опаснаго осенняго морскаго плаванія, продолжав-
шагося восемь недѣль, Шлецеръ вышелъ на финляндскій бе-
регъ и сухимъ путемъ пріѣхалъ въ Петербургъ. Самъ Шле-
церъ въ автобіографіи весьма характеристично указываетъ
на то вліяніе, какое имѣло это плаваніе на развитіе его-
характера:— онъ лучше сталъ понимать поэтовъ, описываю-
щихъ бурю; на примѣрѣ матросовъ научился цѣнить и ува-
жать человѣческую силу и «началъ изучать очень полезное
искусство освоиваться со смертью». Такъ этотъ сильный
умъ стремится все анализировать, все уяснять, изъ всего-
вывести очевидныя слѣдствія. Поселясь у Миллера, у кото-
раго былъ свой домъ и который держалъ свои экипажи и