Page 31 - 000199_000009_003633905
P. 31

«Ѳто  было  въ первый  разъ,  что  я йидѣлъ  собраніе  педагогиче-
    скихъ  книгъ  въ  русскомъ учебномъ завсденіи.  Этимъ  двумъ  шка-
    фамъ я  обязанъ въ  жизни  очень,  очень многимъ, и— Боже  мой!—
    отъ  сколькихъ бы  грубыхъ  ошибокъ  былъ  избавленъ  я,  если  бы
    познакомился  съ этими  двумя  шкафами  прежде,  чѣмъ  вступилъ  на
    педагогическое  поприще!  гІеловѣкъ,  заведшій  эту библіотеку,  былъ
    необыкновенный  у  насъ  человѣкъ.. Это  едва ли  не нервый  нашъ
    ледагогь,  который  взглянулъ  серьезно на дѣло воспитанія и увлекся
    имъ.  Но  горько же  и  иошіатился  онъ  за  это  увяеченіе.  Покрови-
    тельствуемый  счастливыми  обстоятельствами,  онъ могъ  нѣсколько
    лѣтъ проводить  свои идеи  въ  исполненіе;  но  вдругъ обстоятельства
    измѣнились,'— и  бѣднякъ-мечтатель оиончилъ свою  жизнь  въ сума-
    сшедшемъ домѣ,  бредядѣтьми, школой, педагогическими  идеями.  Не
    даромъ же  послѣ  него  закрыли  и  запечатали  его  опасное  наслѣд-
    ство.  Разбирая  эти  книги,  исписанныя  по  краямъ  одною  и  тою-же
    мертвою  рукою, я  думалъ:  лучше  было-бы,  если-бы  онъ жилъ  въ
    настоящсе  время,  когда уже научились лучше  цѣнить  иедагоговъп
    недагогическія  идеи».



        Но  труды  песчасткаго  Гугеля  не  иропали  безслѣдно.  Черезъ
    20  слишкомъ  лѣтъ  они  нашли  талантливаго  нродолжателя  въ
    лицѣ  К.  Д.  Ушинскаго.  Занявъ  мѣсто  инсиектора  института,  онъ
    иолучилъ возможность  В'ь болѣеширокихъ размѣрахъ примѣнять  на
    дѣлѣ гѣ иедагогическіе  воиросы,  которые занимали  его  въ теоріи.
    Дѣятельность  Ушинскаго  въ роли  администратора-педагога  обшир-
    нагоучебнаго заведеяія отличается большою  энергіей и разумностью.
    Бремя  инспекторства  Ушинскаго  въ Гатчинскомъ  институтѣ— одна
    изъ  самыхъ блестящихъ  эиохъ  въисторіи  этого учебнагб заведенія,
    ярко  отмѣченная  большою  упорядоченностыо  всего  учебно-воспи-
    тательнаго  дѣла и успѣшностыо  его.

        Какъ  ні і  производительна была дѣятельноеть Ушинскаго  но ин-
    ституту,  какъ  ни  сильно  занимала  она его,  тѣмъ  не  менѣе  не  мо-
    гла  пасытить  всей его  эпергіи,  обнять  всеи  шири  педагогическихъ
    его  воззрѣпій  и  стремленій.  Ему  тѣсео было  въ стѣнахъ института.
    Бъ это  именно  время.  подъ  еапоромъ  общсственшіго  интереса  къ
    дѣлу  воспптанія  п  обученія,  разомъ  возникло,  въ  1857  году,  два
    педагогическихъ  журпала:  «Руссвій  Педагогическііі  Вѣствикъ>,
    Н. А. Выпшеградскаго, и «Журиалъдля воспита-нія», А. А. Чумикова.
    Въ  слѣдующемъ,  1858  году;  нрибавился  еще одинъ дѣльный  «сда-
    гогическій  журналъ—  «Учптелы ,  г.  Иаульсопа.  Въ  одпомъ  игъ
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36