Page 29 - 000199_000009_003633905
P. 29

укою,  но  снстеиатичесви  упрочивался  въ  ней;  да  кромѣ  того  и
    политическій  горизонтъ  Россіи  значительно  расчисгился  уже  для
    продолженія научной дѣятельности,  безъвсякихъ  сдѣлокъ  со своею
     совѣстью.




                                   ІГ.

        Начало  педагогической  дѣятельности  К.  Д.  Ушинскаго.

     Крутой  перелоиъ  въ  русскомъ  общестдѣ  и  возбужденіе  винманія  къ  иедаго-
     гическимъ  вопросамъ,— Увлеченіе Ушлнскаго  недагогнческою  дѣительностьн).—
     Первые  русскіе  иедагогическіе  журиалы  н  воздѣйствіе  Ушинскаго  на  русское
     общество  нутемъ  печати.— ІІервый  оиытъ  составденія  кішги  для  начальнаго
                          обученія  русскому  языку.
        Время выступленія  Гшинскаго  на  педагогическомъ  поприщѣ
     было  иачаломъ крутого перелома  въ руескомъ  обіцествѣ.  Подъ влія-
     иіемъуниженія  и оскорбленія неудачама крымской войны, общество
     съ  какимъ-то  изступленіемъ  занималось безиощаднымъ самообличе-
     ніемъ,  самобичеваніеиъ.  Но  эта добровольиая  казнь  обіцества,—
     казнь  притомъ  вполнѣ  заслужеиная  предшествовавшею  умствен-
     ною  и  нравственною  летаргіею,— не  имѣла  пичего  общаго  съ мало-
    душіемъ,  отчаяніемъ.  Общество,  огульно,  сіілошь  порицая  то,  чему
     оно  автоматически пооонялось,  рвалосьвпередъ— искало лучшаго,
     стрсмилось  къ лучшему, сознавая  въ себѣ  эиергію и  силы,  чтобы
     добиться  этого лучшаго.
        Въ эготъ моменгъ  высокаго  общественнаго  возбужденія  впер-
     вые  раздался  призывъ  Н.  И.  Пирогова  къ дѣлу  воспитанія  и  об-
     ученія (<Вопросыжизни»,.АЬ  IX «Морского Сборника»,  1856 года).
     Съ  лихорадочаою  страстностью  набросилось  обіцество  на  совер-
     шенно невѣдомые ему раныпе вопросы учебно-воспитательной части,
     ставшіе  теперь  излюбленными  вопросами  въ  высшемъ  кругу,  въ
     ученыхъ обіцествахъ  и клубахъ, въ семьяхъ  и школахъ, до приход-
     скихъ  училищъ включительно.  Началась,  можно  сказать,  хаотиче-
     ская критика всего  дѣла воспитанія и обученія  во всемъ его прош-
     юмъ.  Правительство также  явно  склонялось къ полной и коренной
     реформѣ въ  учебно-воспитательномъ дѣлѣ  и  искало  людей,  способ-
     ныхъ помочь  ему  вь этомъ  отношеніи.
         Словомъ,  всѣ  сознавали,  чго  подрастающія  поколѣнія  пеобхо-
     димо  учить и воспитывать иначе, чѣмъпрежде,— всѣжелали  этого,
     всѣ  стремились  къ этому.  Но дѣло  однако  оставалось  безъ  движе-
   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34