Page 33 - 000199_000009_003633905
P. 33

жизни. Вопросы науки,  литературы,  общественной жизни  не  ка-
       саются даже  слегка  его  микроскопической дѣятельности.  Новая  по-
       вѣсть,  новый  водевиль, новая скрипка, даже новая шляпка— какія
       это все  блестящія  явленія,  въ сравненіи  съ  крошечными  фактами
       учительской  дѣятельности!..  Новый  воспитатель,  можетъ  быть  и
       съ лучшими  памѣреніями  принявшійся за дѣло,  скоро  замѣчаетъ,
       что  внѣ  предѣловъ класса никто  имъ не занимается,  и  самъ мало-
       по-малу привыкаетъ заниматься имъ только въклассѣ...  Скороонъ
       начиваетъ  довольствоваться  механической  рутиной,  однажды
       созданной,  часто ложной  и  почти  всегда  односторонней.  Случается
       даже  иногда,  что,  закоренѣвъ въ  этой  рутинѣ,  онъ  начинаетъ съ
       какою-то  злобою  смотрѣтьнавсякуюпедагогическуюкнигу,если-бы
       она  какъ-нибудь,  сверхъ  всякаго  ожиданія,  и  попалась  ему подъ-
       руку:  онъ  видитъ въ  ней  дерзкую  нарушительницу своего  долго-
       лѣтняго спокойствія».  «Наставническая  и  воспитательная дѣятель-
       ность,  можетъ быть,  болѣе,  чѣмъ  какая-либо другая,  нуждается въ
       постоянномъ  одушевленіи;  а между  тѣмъ  она болѣе,  чѣмъ всякая
       другая дѣятельность,  удаленаотъвзоровъ  общества,  результаты  ея
       выказываются не  скоро  и  замѣчаются  не  многими,  рѣже всего  са-
       мимъ  воспитателемъ;  однообразіе же ея  способно  усыпить  умъ  и
       пріучить  его къ безсознательности».
          Въ  другой  статьѣ  (сО  народности  въ  обществеаномъ  воспи-
       таніи»),  лоявившейся  также въ  1857  году и вътомъ же журналѣ,
       Ушинскій  разъяснилъ  общія  историческія  основы  европейсааго
       воспитанія,  очертилъ  положеніе  учебно-воспитательнаго  дѣла  у
       всѣхъ  культурныхъ  народовъ,  отмѣтивъ при этомъ  наиболѣе ха-
       рактерныя  особенности  его  въ  разныхъ  странахъ.  Въ  третьей
       статьѣ— «Три элемента школы» (<Воспитаніе>, 1858 г., т.  1}— онъ
       опредѣлилъ ближайшія задачи русскаго школьнаго дѣла,  неразрыв-
       ность воспитанія  и обученія,  общественное и  государственное зна-
       ченіе  школы.


          Мы  остановились  на этихъ трехъ первыхъ крупнѣйшихъ педа-
       гогическо-литературныхъ  статьяхъ  Уіпинскаго,  нотому  что  онѣ
       даютъ  понятіе  о  той  почетной  роли,  которую  онъ  сразу  занялъ,
       ставъ во  главѣ русскаго педагогическаго  движенія  со  второй поло-
       вины  50-хъ годовъ.  Онъ  осмыслилъ  это движеніе,  былъ  истолко-
       вателемъ и руководителемъ  его,  далъ  тонъ  и  направленіе  лечати
       и  обществу въ ихъ  стремленіи  къ  улучшенію, правильнѣе— пере-
       созданію  всего учебно-воспитательнаго  дѣла  въ  Россіи.
           Одно  это  уже,  не говоря  о  послѣдующихъ  заслугахъ,  въ  зна-
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38