Page 33 - 000199_000009_003633905
P. 33
жизни. Вопросы науки, литературы, общественной жизни не ка-
саются даже слегка его микроскопической дѣятельности. Новая по-
вѣсть, новый водевиль, новая скрипка, даже новая шляпка— какія
это все блестящія явленія, въ сравненіи съ крошечными фактами
учительской дѣятельности!.. Новый воспитатель, можетъ быть и
съ лучшими памѣреніями принявшійся за дѣло, скоро замѣчаетъ,
что внѣ предѣловъ класса никто имъ не занимается, и самъ мало-
по-малу привыкаетъ заниматься имъ только въклассѣ... Скороонъ
начиваетъ довольствоваться механической рутиной, однажды
созданной, часто ложной и почти всегда односторонней. Случается
даже иногда, что, закоренѣвъ въ этой рутинѣ, онъ начинаетъ съ
какою-то злобою смотрѣтьнавсякуюпедагогическуюкнигу,если-бы
она какъ-нибудь, сверхъ всякаго ожиданія, и попалась ему подъ-
руку: онъ видитъ въ ней дерзкую нарушительницу своего долго-
лѣтняго спокойствія». «Наставническая и воспитательная дѣятель-
ность, можетъ быть, болѣе, чѣмъ какая-либо другая, нуждается въ
постоянномъ одушевленіи; а между тѣмъ она болѣе, чѣмъ всякая
другая дѣятельность, удаленаотъвзоровъ общества, результаты ея
выказываются не скоро и замѣчаются не многими, рѣже всего са-
мимъ воспитателемъ; однообразіе же ея способно усыпить умъ и
пріучить его къ безсознательности».
Въ другой статьѣ (сО народности въ обществеаномъ воспи-
таніи»), лоявившейся также въ 1857 году и вътомъ же журналѣ,
Ушинскій разъяснилъ общія историческія основы европейсааго
воспитанія, очертилъ положеніе учебно-воспитательнаго дѣла у
всѣхъ культурныхъ народовъ, отмѣтивъ при этомъ наиболѣе ха-
рактерныя особенности его въ разныхъ странахъ. Въ третьей
статьѣ— «Три элемента школы» (<Воспитаніе>, 1858 г., т. 1}— онъ
опредѣлилъ ближайшія задачи русскаго школьнаго дѣла, неразрыв-
ность воспитанія и обученія, общественное и государственное зна-
ченіе школы.
Мы остановились на этихъ трехъ первыхъ крупнѣйшихъ педа-
гогическо-литературныхъ статьяхъ Уіпинскаго, нотому что онѣ
даютъ понятіе о той почетной роли, которую онъ сразу занялъ,
ставъ во главѣ русскаго педагогическаго движенія со второй поло-
вины 50-хъ годовъ. Онъ осмыслилъ это движеніе, былъ истолко-
вателемъ и руководителемъ его, далъ тонъ и направленіе лечати
и обществу въ ихъ стремленіи къ улучшенію, правильнѣе— пере-
созданію всего учебно-воспитательнаго дѣла въ Россіи.
Одно это уже, не говоря о послѣдующихъ заслугахъ, въ зна-