Page 35 - 000199_000009_003633905
P. 35
Назначеніе Ушинскаго инспекторомъ обширнагозакрытагожен-
скаго учебнаго завсденія, въ которомъ обучалось не менѣе 700 дѣ-
вицъ, было вызвано созиаиной правмтельствомъ потребностью ре-
формировать это обшириое учебное заведеніе, въ видахъ расшире-
нія умственнаго развитія п образованія женіцинъ, сообразно ощу-
щавшимся въ то время потребиостямъ. Дѣйствителыю, Смольный
институтъ иредставлялъ какой-то пзумительныіі анахронпзмъ. Въ
самомъ пнститутѣ былъ 9-ти-лѣтнііі курсъ ученія, нри 3-хъ клас-
сахъ; въ Алсксандровскомъ же ѵ ч п л е і ц Ѣ прн нсмъ— шестилѣтній
курсъ, съ двумя классами. По окоичаніи трехлѣтняго пурса, восии-
танницы въ полномъ составѣпсреходпли въслѣдующій классъ, хотя
бы мсжду ними были и педостаточно подготовлепиыя, таісъ какъ
нельзя же, въ самомъ дѣлѣ, оставлять воснитаиницу въ одномъ
классѣ наблѣтъ, т. е. иначе— увсличивать продолжительиость об-
ученія до 12-ти, 15-ти лѣ'гъ и т. д. Вслѣдствіс этого, малоуспѣвшія въ
низшемъ классѣ, въ старшемъ ус-иѣвали еще менѣе и, въ концѣ кон-
цовъ, окончивъ полный курсъ ученія, выходилн пзъ заведенія рѣ-
шитедьио безъ всякихъ знаній. Положимъ, для болѣе слабыхъ, не
уснѣвающихъ ученицъ устраивались особыя параллельныя отдѣле-
нія; но эти отдѣленія, нс ислравляя малоуслѣшности, только при-
бавляли къней оскорбленіе достоииства учащихся. Институтъбылъ
строго закрытымъ заведенісмъ; учащихся неотпускалп къ родпымъ
пе. только по болышімъ праздникамъ, но даже иа лѣтнія, рожде-
ственскія и пасхальныя каникулы. Втеченіи девятилѣтняго нре-
быванія въ ипстптутѣ онѣ были безусловно оторваны отъ родныхъ
семеиствъ. Время ученія ихъ равносильно былозаточснію,иназва-
ніе института <монастыремъ-» имѣло значптельную долю основапія.
Въ такомъ положеніи паходилось дѣло прп назначеніи Ушин-
скаго инспекторомъ Смольнаго института. Въ ту пору институты
были единственпыми разсадниками срсдияго образованія женщинъ
въ Россіи. Маленькія женскія духовныяучилищанрилгеискпхъмо-
настыряхъ, пансіоны для «благородныхъ дѣвицъ>— сдва ли даже
ыожно нринимать въ разсчетъ. Тѣ п другіс былп слпшкомъ далеки
отъ тппа общеобразовательныхъ завсдсній: въпервыхъ преобладалъ
религіозный и дажс монашескій элсмептъ; во вторихъ дѣло сводм-
лось къ иростой дрессировісѣ — обучепііо танцамъ, музыкѣ и кос-
какимъ верхушкамъ изъ новыхъ языковъ.
Вообще женщинъ въ то врсмяучили*чему шібудь п какъ ии-
будь>, но меньше всего — иаукамъ. Во веѣхъ частныхъ и ка;:ен-
ныхъ учебныхъ заведеніяхъ, не исключая конечно институтовъ,