Page 36 - 000199_000009_003633905
P. 36

К.  Д.  У  ПТ  I!  П  С  К  I  Й.        35

     методвческое, систематическое образованіе женщянъ счптадосъ даже
     вреднымъ для  нихъ и въ ыоральномъ, ивъфпзическомъ  отношеніи.
     Западная Европа также не могла дать никакпхъ  указанійвъ отпоше-
     ніи  организадіи  и  постановки образованія  жешцпнъ, потому что оно
     тамъбыло ііочти на такой же низкой степени, какъ и у насъ, въ 1’оссіп.
         Но  это  нпсколько не мѣшало Уишнскому имѣтьтвердыи,яспый,
     опредѣлснный  взглядъ на задачи  и потребпости  образованія  и вос-
     питанія русскихъ женщпнъ.  Взглядъ этотъ пронстекалъ  изъ пони-
     манія  имъважной иотвѣтственной  ролн женщаны,  какъ активнаго
     члена семьи и общества. Поэтому именио  онъ съ восторгомъ припялъ
     предложенный ему  постъ инспектора Смольнаго  шістптута п  съне-
     обычайной  анергіей  взялся  за коренпое  нреобразованіе  его.
         Девятилѣтній  срокъ ученія  былъ  сокращенъ  въ семнлѣтиш,  съ
     годпчнымъ  курсомъ въ каждомъ  классѣ.  Обѣ  иоловины  Смольнаго
     института,  т.  е.  «благородная»  и  неблагородная», сравнены въот-
     ношеніи объема учебнаго курса и продолжительности ученія.  Самому
     преподаванію,  ведшемуся  прежде  формально,  отрывочио, поверхно-
     стно,  цриданъ  серьезный  и  систематпческій  характеръ.  Въ  млад-
     шихъ,  напримѣръ,  классахъ  введено  наглядное  обученіе,  причемъ
     родной  языкъ  положенъ  въ оснону  образованія,  не въ формѣ  ко-
     нечно  отупляющаго  грамматизма,  а  какъ  живой  предметъ,  способ-
     ствующій разностороннему развитію учащихся.  Оживлепо пренода-
     ваніе русской  и  всеобщей  исторііі.  Значительное  развптіе получило
     преподаваніе  естествознанія  и  географіи.  Везцвѣтное преіюдаваніе
     математики,  традиціонно  прнзнававшейся  скучнымъ  предмстомъ,
     недоступнымъ для женскаго  ума,  впервые было поставлено у насъ.
     какъ  одно  пзъ  самыхъ сильныхъ  и  могуществеиныхъ  средствъ для
     укрѣпленія  и  разввтія логическаго мышленія.  Безжизнсиная ]што-
     рика и  ніитика были  замѣнены  классными  разборами  са.мыхъ  хѵ-
     дожественныхъ произведеній, какърусскихъ, такън инострашшхъ,
     и  уже  па  основаніи такихъ  разборовъ  дѣлались  теоретнческіе  вы-
     воды.  Въ  старшемъ же  классѣ  очспь  вндная  роль  была  отведсна
     псторіи  отечественной  литературы,  какъ  особенно  благородпому
     предмету  въ дѣлѣ  развитія  вообщс  и  обдагорожснія эстстическаго
     чувства въ  частности.  Кромѣ  того  ноложено  было  начало  особому
     педагогическому классу,  чтобы  дать возможность  учащимся  осно-
     вательно  знакомиться съ иедагогшсой и дидактикой пе только въте-
     оріи,  но  II  на  практикѣ.  Курсъ  этого  класса  двухлѣтній:  нервып
     годъ— теоретическій,  второй— для  нрактическаго  преиодаканія  са-
     мимн ученицами, подъ руководствомъ учителей,   ііъ особо сформиро-
     ванномъ для  того  элементарномъ  классѣ.
   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41