Page 36 - 000199_000009_003633905
P. 36
К. Д. У ПТ I! П С К I Й. 35
методвческое, систематическое образованіе женщянъ счптадосъ даже
вреднымъ для нихъ и въ ыоральномъ, ивъфпзическомъ отношеніи.
Западная Европа также не могла дать никакпхъ указанійвъ отпоше-
ніи организадіи и постановки образованія жешцпнъ, потому что оно
тамъбыло ііочти на такой же низкой степени, какъ и у насъ, въ 1’оссіп.
Но это нпсколько не мѣшало Уишнскому имѣтьтвердыи,яспый,
опредѣлснный взглядъ на задачи и потребпости образованія и вос-
питанія русскихъ женщпнъ. Взглядъ этотъ пронстекалъ изъ пони-
манія имъважной иотвѣтственной ролн женщаны, какъ активнаго
члена семьи и общества. Поэтому именио онъ съ восторгомъ припялъ
предложенный ему постъ инспектора Смольнаго шістптута п съне-
обычайной анергіей взялся за коренпое нреобразованіе его.
Девятилѣтній срокъ ученія былъ сокращенъ въ семнлѣтиш, съ
годпчнымъ курсомъ въ каждомъ классѣ. Обѣ иоловины Смольнаго
института, т. е. «благородная» и неблагородная», сравнены въот-
ношеніи объема учебнаго курса и продолжительности ученія. Самому
преподаванію, ведшемуся прежде формально, отрывочио, поверхно-
стно, цриданъ серьезный и систематпческій характеръ. Въ млад-
шихъ, напримѣръ, классахъ введено наглядное обученіе, причемъ
родной языкъ положенъ въ оснону образованія, не въ формѣ ко-
нечно отупляющаго грамматизма, а какъ живой предметъ, способ-
ствующій разностороннему развитію учащихся. Оживлепо пренода-
ваніе русской и всеобщей исторііі. Значительное развптіе получило
преподаваніе естествознанія и географіи. Везцвѣтное преіюдаваніе
математики, традиціонно прнзнававшейся скучнымъ предмстомъ,
недоступнымъ для женскаго ума, впервые было поставлено у насъ.
какъ одно пзъ самыхъ сильныхъ и могуществеиныхъ средствъ для
укрѣпленія и разввтія логическаго мышленія. Безжизнсиная ]што-
рика и ніитика были замѣнены классными разборами са.мыхъ хѵ-
дожественныхъ произведеній, какърусскихъ, такън инострашшхъ,
и уже па основаніи такихъ разборовъ дѣлались теоретнческіе вы-
воды. Въ старшемъ же классѣ очспь вндная роль была отведсна
псторіи отечественной литературы, какъ особенно благородпому
предмету въ дѣлѣ развитія вообщс и обдагорожснія эстстическаго
чувства въ частности. Кромѣ того ноложено было начало особому
педагогическому классу, чтобы дать возможность учащимся осно-
вательно знакомиться съ иедагогшсой и дидактикой пе только въте-
оріи, но II на практикѣ. Курсъ этого класса двухлѣтній: нервып
годъ— теоретическій, второй— для нрактическаго преиодаканія са-
мимн ученицами, подъ руководствомъ учителей, ііъ особо сформиро-
ванномъ для того элементарномъ классѣ.