Page 32 - 000199_000009_003633905
P. 32

к.  д.  у  ш  и  п с  к  і  й.      31

     этихъ журналовъ(«Воепитаніи», Чумикова) Ушинскій началъ при-
     нпмать  дѣятельное участіе.
         36  лѣтъ  нрошло  уже  со  времсни  появленія  въ  свѣть одной
     ииъ  иервыхъ  педагогическпхъ  статеіі  Ушинскаго— «0  пользѣ  ие-
     дагогической  лптсратуры»  («Восш тніе»,  1857  г.,  т.  1),  а  ысжду
     тѣмъ она настолько сохранила свою свѣжссть, значеніс и силу, словно
     въ  ией  говорится  о  текущихъ  нашихъ ішсольныхъ  злобахъ  дня.
         «Сравните  число  истинно  развитыхъ  людей  съ  числомъ лицъ,
     получившихъ систематическое  восшітаніе,  загляните  въ  училшца
     и  сравните  число  начинаіоіцихъ  курсъ  съ чпсломъ  тѣхъ,  кото]іыс
     оісапчивають .сго,— и  вы  увидите,  какъ нногоещс остастся  сдѣлать
     восиитанію!» Такъ между  прочимъ  оиредѣлилъ Xшивскій въуказан-
     ной статьѣ задачу воспнтанія. Осущсствлсніе этой задачионъставитъ
     въ нелосредственную  зависимость  отъ недагогическои литсратуры.
         «Педагогичсская  литература— говорптъ  онъ— одна только  мо-
     жетъ  обновить  воспитатедьную  дѣятельность,  придать  ей  тотъ
     смыслъ  и ту  заниматсльность,  безъ которыхъ  она скоро  дѣлаетея
     машинальнымъ пренровожденіемъ времени,  назначеннаго науроки.
     Она  одна только можетъ  возбудить  въ  обществѣ  вниманіе  къ дѣ.іу
     восиитанія  и  дать  въ немъ воспитателямъ  то  мѣсто,  которое  онн
     должны  занимать  по важности  возлагаемыхъ на нихъ обязанностей.
     ІІедагогическая  лвтератѵра  установляетъ  въ  обществѣ  съ  одноіі
     стороны  правильныя  требованія  въ  отношсніи  воснитаніи,  съ дру-
     гой— открываетъ  срсдства  д.ія  удовлстворснія  этихъ  требованій».
         Та литература,  о  которой  говорить  Ушинскій,  нс  имѣетъ  ни-
     чего  общаго  съ  техническою  педагогичсскою  литсратурою,  которая
     не  можетъ  одухотворить  дѣла  восиитанія,  подшіть  его  на  стспень
     искусства,  придать  ему  творчество.  Везъ этого  же  условія  педаго-
     гическое дѣло  оказывастся  одішмъ  изъ  самыхъ  бсзотрадныхъ  ші-
     довъ ремесленничества,  не  чуждаго  даже  извѣстной доли  врсда для
     подрастающихъ поколѣній,  общества  и  государства.  Это  прскрасно
     вы]»ажено  Ушинскимъ въ  слѣдующихъ  строігахъ:
         <ГІрсподавате.п»,  который  только  въ  классахъ  занимается  сво-
     имъ  дѣломъ,  а,  переходя  занорогъшколы, нсвстрѣчастъ ни  въ об-
     щесівѣ,  іш  въ  литсратурѣ  никакого  участія  къ  своему  занятію,
     весьма скоро  можетъ  ох.іадѣть  къ ыему.  Преиод.і.атель,  усдинен-
     ныіі  въ своей  тихой,  монотонной дѣятельносты.  видя,  что  ни  обще-
     ство,  ни  литература, заипмающаяся дажс ассиріыскими древаостями
     н  этрусскими  ішами,  нс  занимаіотс-я  его  скромнымъ дѣломъ,  дол-
     женъ имѣть нсобыкновенно  много  н])аиствеылоіі  эноргіи,  чтобы  не
     успуть  подъ  убаюкязающсс  журчаньс  однообразпоіі  учительскоіі
   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37