Page 28 - 000199_000009_003633905
P. 28

к .  д.  у ш и н с  к  і  й.            2 7

      талантливаго и образованнаго писателя.  Помимо разпмхътекущихъ
      журнальиыхъ  работъ, оігь прішшалъ участіе  и  въпереводѣ сііоли-
      тяч(‘сі:ой  экономіи* Милля.  Но  въ  общемъ журиалыші  работа   во;і-
      награяцалась  очень  скудно,  иоглощая  одиако  много врелеаи.  Падъ
      составленіемъ  срочныхъ журнальныхъ работъ (обозрѣнііі, хроникъ,
      разборовъ  книгъ  и  нроч.)  Ушинскому  нерѣдко  праходилось  про-
      водать  ночи  иапролетъ,— и  это  довольно  сильно  разстроило  его
      здоровье,  не  отличавшееся  особенною  крѣиостью.  Ушиискій,  пони-
      ыая опасиость для  себя  журнальноіі  работы,  сталъ тяготиться  ею,
      искать  выхода.  Случай  вывелъ  его  на  недагогическую  дорогу,
      на  которой  опъ  и  обезсмертилъ  свое  пмя.


          Бывшіи  начальникъ Ушиискаго  по Демидовскому  лицею,  П.  В.
      Голохвасговъ,  назначеиныи  потомъ  директоромъ  Гатчинскаго  си-
      ротскаго ииститута, рекомендовалъ Ушанскаго,  какъ педагога, осо-
      бенному вниманію  почстнаго  опекуиа ішститута,  графа  Ланского,
      который  и  лично зналъ  Коистантина  Дмитріевича.  Въ  1855  году
      нослѣдовало  назиаченіе Ушинскаго  иреиодавателемъ  словоености и
      законовѣдѣнія  въ  Гатчинскій  институтъ,  а  вскорѣ  затЬмъ — и
      инспекторомъ  института,  вмѣсто  II.  С.  Гурьева,  иослѣ  выхода его
      въ  отставку.
          Такъ окончательно опредѣлилась педагогическая  спеціа.іьность
      Ушинскаго.  Въ  Гатчинскомъ институтѣ,  вмѣсгЬ  съ ирочнымъ ма-
      теріальнымъ  обезпеченіемъ  и  іючетнымъ  иоложеніемъ,  Ушиискій
      нашелъ обширное школьное дѣло,  совершеано  своеобразио  иостав-
      ленное,  т.  е.  цѣлую  систему школъ,  начиная  съ  начальныхъ,  для
      малеиькихъ дѣтей,  толысо  что принимающихся за  грамоту,  и  кон-
      чая  высшими классами,  съ  курсомъ законовѣдѣнія.  Это  громадаое
      живое дѣло  не  могло  не  увлечь  дѣятельной,  отзыкчивой  натуры
      Ушинскаго,  съ энтузіазмомъ принявшагося  за  изученіе  недагоги-
      ческой литературы  съ самыхъ  ея корней— отъ  Базедова  и  ІІеста-
      лоцци до Дистервега и  Карла Шмидта.
          Но, помимо  обшнрнаго школьнагодѣла,у котораго сталъУшин:
      скій,  были  и другія  обстоятельства,  способствовавшія  страстному,
      безиоворотному увлеченію  его  педагогическою  дѣятельиостью.  Мы
      говоримъ о  «безповоротности*  потому,  что  вступленіе  Ушинскаго
      въ Гатчинскій  институтъ  совпало  съ  тѣмъ  періодомъ,  когда онъ
      усиленво думалъ о  возвратѣ  на ученую  дорогу  и  на дѣятельность
      въ Гатчинѣ готовъ  былъ  смотрѣть, какъ  на  переходную.  Эго  тѣмъ
      болѣе было  возможно,  что,  по характеру четырехлѣтней  своей жур-
      нальной  дѣятельности,  онъ не только  не  разошелся  съ  чистою  на-
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33