Page 26 - 000199_000009_003633905
P. 26
К. Д. У Ш И Н С К І Й . 25
Ушинскаго, какъ профессора, пытавшагося произвести цѣдый ие-
реворотъ въ областя камерадьнаго образованія, представлявшаго
къ то время соединеніе юридическихъ паукъ съ естественными и
имѣвшаго большое значеніе во всей практической дѣятельности.
Въ другое время, при иныхъ условіяхъ нашей жизни, рѣчь <0
камеральномъ образованіи» должна-бы была нослужить началомъ
блестящей ученой карьеры У шиаскаго. Но не таковъбылъ 1848 годъ,
какъ начало крайае неблагопріятнаго поворота для науки, печати,
всякпхъ вообще возвышенныхъ порывовъ и стремленій. Ушипскііі
однако какъ бы совсѣмъ не замѣчалъ этого. Жадныи кътруду, вос-
питавшій въ себѣ потребность и умѣнье много и упорно работать,
ирпвыкшій все перерабатывать самостоятельно, онъ успѣлъ уже,
что называется, до корнеп изучить сочиненія Карла Риттера по
землевѣдѣпію, усиленно занимаясь притомъ и юридическими нау-
ками. Какъ профессоръ и ученый, онъ окончательио созрѣлъ, уста-
новился. Но въ это-то именно время его подстерегалъ уже первый
тяжелын ударъ въ жизни.
Начавшійся въ 1848 году іісблагопріятный иоворотъ въ рус-
скоіі жизни добрался наконсдъ въ 1850 году и до Демидовскаго
лицея, мирно занимавшагося иаукой, и только ею однон, въ иро-
винціальной глуши. Стремленіе все подиести въ жизеи подъ ша-
блоеную мѣрку, усчитать илп даже иредрѣшить всякій шагъ въ дѣя-
тельности каждаго и всѣхъ, па всевозможпыхъ поприщахъ обще-
ственпаго служенія,— очень тяжело и пагубно отразилось глав-
нымъ образомъ въ области ученой дѣя!гельности, вызвавъ девооб-
разимый застой мысли въ русскомъ обществѣ, Отъ преиодавателей
высшей науки потребовали не только самыхъ нолныхъ, подробныхъ
ирограммъ, съ указапіемъ чтб и изъ какого именно сочиненія они
иамѣрены цатировать, но еще и съ распредѣлеаіемъ всего курса
преподавапія по днямъ и часамъ. Когда иа совѣтѣ иреподавателеіі
Демидовскаго лицея было заявлено такое требованіе,— это вызвало
столкновеніе Ушинскаго съ начальствомъ. Оиъ горячо доказывалъ,
что живое педагогическое дѣло вообще и тѣмъ болѣе ученую дѣя*
тельность «невозможно связывать такими формальностяма»; что
каждый преподаватель долженъ прежде всего сообразоваться со
своими слушателями; что иредвзятое раздробленіе «курсаначасы»
«.совершенно убьетъ живое дѣло преподаванія».
Такой треззый взглядъ па педагогическія обязанности и задачи
дѣлаетъ болыпую честь Ушинскому. Но отъ него требовали не раз-
сужденія, а безпрекословяаго исдолнеаія именно того, что должно
было «убить живое дѣло». Вѣрный припципу, что *па такое убіи-