Page 26 - 000199_000009_003633905
P. 26

К.  Д.  У Ш И Н С К І Й .               25

     Ушинскаго,  какъ профессора,  пытавшагося  произвести  цѣдый  ие-
     реворотъ  въ  областя  камерадьнаго  образованія,  представлявшаго
     къ то время  соединеніе  юридическихъ паукъ  съ  естественными и
     имѣвшаго  большое  значеніе  во  всей практической  дѣятельности.
         Въ другое время,  при иныхъ  условіяхъ  нашей жизни, рѣчь  <0
     камеральномъ образованіи»  должна-бы была  нослужить  началомъ
     блестящей ученой карьеры У шиаскаго. Но не таковъбылъ 1848 годъ,
     какъ начало  крайае  неблагопріятнаго  поворота для науки,  печати,
     всякпхъ  вообще  возвышенныхъ  порывовъ  и  стремленій.  Ушипскііі
     однако  какъ  бы  совсѣмъ не замѣчалъ этого. Жадныи  кътруду,  вос-
     питавшій  въ  себѣ потребность и  умѣнье много  и  упорно  работать,
     ирпвыкшій  все перерабатывать  самостоятельно,  онъ  успѣлъ  уже,
      что  называется,  до  корнеп  изучить  сочиненія  Карла  Риттера  по
      землевѣдѣпію,  усиленно  занимаясь  притомъ  и  юридическими  нау-
     ками.  Какъ профессоръ  и  ученый, онъ окончательио созрѣлъ,  уста-
     новился.  Но  въ это-то  именно  время  его  подстерегалъ  уже  первый
     тяжелын  ударъ въ жизни.
         Начавшійся  въ  1848  году  іісблагопріятный  иоворотъ  въ рус-
     скоіі  жизни добрался  наконсдъ  въ  1850  году  и  до  Демидовскаго
     лицея,  мирно занимавшагося  иаукой,  и  только  ею  однон,  въ иро-
     винціальной  глуши.  Стремленіе  все  подиести  въ жизеи  подъ  ша-
     блоеную мѣрку, усчитать илп даже иредрѣшить всякій шагъ  въ дѣя-
     тельности каждаго  и всѣхъ,  па  всевозможпыхъ  поприщахъ  обще-
     ственпаго  служенія,— очень  тяжело  и  пагубно  отразилось  глав-
     нымъ  образомъ въ  области  ученой дѣя!гельности,  вызвавъ  девооб-
     разимый  застой  мысли  въ  русскомъ  обществѣ,  Отъ преиодавателей
     высшей  науки  потребовали не только самыхъ нолныхъ,  подробныхъ
     ирограммъ,  съ  указапіемъ  чтб  и  изъ какого  именно  сочиненія  они
     иамѣрены цатировать,  но  еще  и  съ  распредѣлеаіемъ всего  курса
     преподавапія по  днямъ  и  часамъ.  Когда  иа совѣтѣ  иреподавателеіі
     Демидовскаго  лицея  было  заявлено такое требованіе,— это  вызвало
     столкновеніе Ушинскаго  съ начальствомъ.  Оиъ горячо доказывалъ,
     что  живое  педагогическое  дѣло  вообще  и  тѣмъ  болѣе  ученую  дѣя*
     тельность  «невозможно  связывать  такими  формальностяма»;  что
     каждый  преподаватель  долженъ  прежде  всего  сообразоваться  со
     своими  слушателями;  что  иредвзятое раздробленіе  «курсаначасы»
      «.совершенно убьетъ живое дѣло  преподаванія».
         Такой  треззый  взглядъ  па педагогическія обязанности  и задачи
     дѣлаетъ болыпую  честь Ушинскому.  Но  отъ него требовали  не раз-
      сужденія,  а  безпрекословяаго  исдолнеаія  именно  того,  что должно
     было  «убить живое дѣло».  Вѣрный  припципу,  что  *па такое убіи-
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31