Page 21 - 000199_000009_003633905
P. 21

пользовались  также  лекціи  Чивилева,  оффиціально  считавшагося
      профессоромъ  статистики,  но преподававшаго  однакополитическую
      вкономію, и лекціи профессора Крылова— поримскому праву.
          Принявъ  во вниманіе общее  движеніе  въ Россіи  и пробужденіе
      русской  общественной мысли,  не трудно  понять,  какъ сильно дол-
      женъ  былъ  завладѣвать молодежью университетъ,  особенно-же  при
      такомъ удачномъ  подборѣ профессоровъ, какъ  въ Московскомъ уни-
      верситетѣ.  Вообще  говоря,  юношество,  переступаявъ то  время  по-
      рогъ  университета,  всецѣло  и  беззавѣтно  отдавалось чистымъ  ин-
      тересамъ  науки,  съ тѣмъ  благороднымъ,  возвышеннымъ  идеализ-
      момъ,  который  такъ  выгодно  отличаетъ  эпоху  40-хъ  годовъ  отъ
      всего  послѣдуюіцаго  времени.
          Такое  благотворное,  истинно-паучное  вліяніе  упиверситета
      очень  характерно  отразилось  на  юномъ Ушинскомъ.  Та  своеобраз-
      ная  система  самообразованія,  которую  онъ  продѣлалъ на,дъ собою
      въ гимназіи,  та гимпастика  ума,  къ  которой  онъ пріучилъ  себя,—
      оказались  какъ нельзя  болѣеполезньшивовремяуниверситетскаго
      курса.  И  съ  первыхъ  же  прослушапныхъ имъ лекцій,  послѣ пер-
      выхъ  лней  лребыванія въ университетѣ,  онъ  развернулся  во  всю
      ширь  своей  богато и разносторонне одаренпой  природы.
          Какъ юноша хорошо  развитой,  онъ свободпо,  безъ всякаго  за-
      трудненія,  слушалъ  лекціи  по  всѣмъ предметамъ  избраннаго  пмъ
      факультета.  Обладая  обширною  памятыо,  онъ  легко  усвоивалъ  не
      только  основную мысль лекцій,  нои  всѣ главнѣйшія частности. Это
      на первыхъ же порахъ рѣзко  выдвинуло  Ушинскаго  и сдѣлало  его
      до  нѣкоторой степени  предметомъ  удивлепія со  стороны товариіцей.
          Къ  лекціямъ  Ушинскій  относился  съ  большимъ  увлечепіемъ.
      Онъ  сразу  почуялъ  въ  нихъ  разумные,  доказательные,  паучные
      отвѣты  па  всѣ  тѣ  затаенные  вопросы,  которые  давно  уже тѣсни-
      лись въ его пытливомъ юпошсскомъумѣ, угпетали  его духъ, настой-
      чпво  требуя  разрѣшенія. Никогда  ве  оставаясь въ  роли  пассивпаго
      слушателя  лекціи,  Ушинскій  обыкновсшю  выходилъ нзъ  аудиторіи
      съ  массою  повыхъ  ощущеній,  удовлетворенный  или  пеудовлетво-
      репный  прослушаннымъ,  съ  иовыми  вонросами  и  мѣткими  замѣ-
      чаніями по  поводу проелушаинаго.  Нерѣдко  послѣ  лекціи  по тому
      или другому предмету ему  случалосьразвивать своимъ товарищамъ
      цѣлую  теорію,  которой  имъ  не  удалось усвоить въ профессорскомъ
      изложеніи.
          Это  естественно  сдѣлало  его  центромъ  кружка  товарищеи,
      также горячо интересовавшихся паукой,  какъ и  онъ.  Въ этой  средѣ
      онъ  пользовался  большою любовью не только  за умъ,  остроту,  пря-
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26