Page 25 - 000199_000009_003633905
P. 25

болѣе  почетныхъ мѣстъ  среди  другихъ профессоровъ Ярославскаго
     лицея,  какъ  даровитый  лекторъ,  вполнѣ  владѣвшій  предметомъ,
     и  пользовался  болыпимъ  расположеніемъ и  уваженіемъ  учащихся,
     оказывая  сильное и  біаготворное  вліяніе на  нихъ.
         Помимо лекцій,  популярности  его  много  способствовала  также
     и  рѣчь,  произнесенная  имъ  на  торжественномъ  собраніи лицея  18
     сентября  1848  года,  <0  камеральномъ образованіи».  Этарѣчь  слу-
     житъ  между  прочимъ  прекраснымъ  доказательствомъ,  съ  какой
     гроиаднон  пользой  для  себя  и  для другпхъ  проработалъ  Ушинскій
     четыре  года  на  профессорской  каѳедрѣ.  Въ  ту  эпоху  необычайво
     юнаго  положенія  русской  науки  и  слѣпого  подражанія  во  всемъ
     наукѣ загранвчной,  главнымъ-же  образомъ— нѣмецкои,  Ушинскій
     выступилъ  вдругъ рѣзкимъ  порицателемъ  и  противнивомъ  нѣмец-
     кой  систсмы  камеральнаго  образованія.  Въ  рѣчи  своей онъ талаит-
     ливо  доказалъ,  что  нѣмецкіе  камералисты  очень неудачно  смѣшали
     науку и  пскусство;  что  сочиненія  ихъ по предметамъ камеральнаго
     образованія  ирсдставляють  лишь  сборники  разныхъ  совѣтовъ  и
     указапій  по  разнымъ  отраслямъ промышленпости.  Отвергнувъ нѣ-.
     мецкую  систему,  какъ рецеитурную, но вовсе  не  научную,  Ушин-
     скій  предложилъ  свою собственную. ІІосгоплаиу, основойкамераль-
     наго  образованія  должно  служить изученіе родины  въ самомъ  ши-
     рокомъ  смыслѣ,  какъ-то:  семьи,  общества  и  всей  вообще  народной
     хозяйственной  дѣятельности.  Кромѣ  того  онъ  указалъ  необходи-
     мость  изученія  народныхъ  юридическихъ  понятій,  въ  связи  со
     всѣми  вообще  условіями  мѣстной  жизни.
         Программа  эта,  свидѣтельствуя  о  широтѣ  и  глубинѣ  познаній
     юнаго  сще  Ушинскаго,  о  самостоятельности  и  смѣлости его воззрѣ-
     ній,  заслуживаетъ  тѣмъ ббльшаго  вниманія,  какъ первый  голосъ
     въ  русской  наукѣ  въ пользу  экономическаго  и  бытового  изученія
     народной  жизни,  о  чемъ въ  ту  пору  никто  и  думать  не  могъ.  И
     только тенерь,  спустя  болѣе  40 лѣтъ послѣ того,  какъ Ушинскпмъ
     впервые  было  указано на  пеобходамость  всесторонвяго  и тіцатель*
     наго  мѣстнаго  изученія,  оно  стало  наконецъ предметомъ  лучшихъ
     общественныхъ и  правительственныхъ  заботъ.
         Эта рѣчь  произвела  сильное  впечатлѣніе  и  выдвинула  Ушин-
     скаго  въ ряду  его  собратій  по наукѣ,  какъ  человѣка,  имѣющаго
     свой самостоятельвый взглядъ,  вдохновленнаго  стремленіемъ  прі-
     урочить науку преждевсего служенію  интересамъродины, русскаго
     народа. <Народность>, виервые  начавшая пульсировать  върусской
     литературѣ— какъ  было уже  указапо выше— въ  началѣ 40-хъ го-
     довъ,  такъ  характерно  проявилась  въ  научныхъ  стремленіяхъ
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30