Page 20 - 000199_000009_003633905
P. 20

зать,  самый  блестящій  періодъ въ  своеіі  исторіи.  Послѣ  измѣнснія
     университетскаго  устава  въ  30-хъ  годахъ,  составъ ирофессоровъ
     Московскаго университета,  иріі энергпчсскоыъ содѣйствін ыѣстнаго
     понечителя  учебнаго  округа,  графа С.  Г.  Строганова,  былъ иочтіі
     совершснпо  обновленъ,  если  не  считать  нѣсколькихъ старнчковъ-
     профессоровъ,  нривыкшихъ  читать по  псчатнымъ  кынгамъ,  кото-
     рымъ  позволили  дотянуть  до  пеысіи.  Большая-жс  часть  профес-
      соровъ  были  люди  молодые,  восшітаішики  бывшаго  ирофсссор-
     скаго  института,  недавно  возвратнвшіеся  изъ  за-границы (преи-
     ыуіцественноизъГерманіи)събольшимъзапасомъ знаній  н  нрочноіі
     филосоіі>ской закваской,  съ горячей  преданностыо  иаукѣ и твердоіі
     вѣроіі,  чтосчастье  на землѣ можетъ водвормть лишь такоіі  унпвер-
      сальный  двягатель,  какъ наука.
         Въ блсстлщемъ составѣ профессоровъ Московскаго уішвсрситста
     той  поры звѣздами  первой  величины были:  1’рановскій,  ирофсссоръ
     исторіи,  и  II.  Г.  Рѣдкипъ, професеоръ  энциклопедіи,  заігоновѣдѣнія
     и  государствсннаго  ирава. 11а ихъ  лекціи  стекалисі.  обыкіишенно
     студенты всѣхъ факультетовъ,  не  исключая дажс  матсматическаго
     и  медицинскаго,  гдѣ  учащіеся  наиболѣс  бывають  увлечсны  своею
     сііеціальностью.
         Грановскій  и  Рѣдкинъ  очеыь  удачно  понолнялп  другъ  друга,
     Первый,  отличавшійся большимъ мастерствомъ  чтенія, дѣйствовалъ
     нреимущсственно  на  чувство слушателеіі,  вызывая  въ  яихъ жпвой
     шітерссъ къ исторіи, но  пе  пробуждая  однако  особенно  усиленноіі
     работы ума.  Второй-же,  иаоборотъ,  не  отличался  особенньшъ лек-
     торскимъ  дарованіемъ,  но  увлекалъ  сдушатедей  обширностыо  и
     глубиною эрудиціи, неумолимою логикой. Слушаніе его лскцій вызы-
     вадо  усиленную  работу  мысди.
         Лекціи  П.  Г.  Рѣдкина  кромѣ  того  ішѣди  въ  то время очень
     важное значеніе и  съ точки зрѣнія  общаго университстскаго  обра-
     зованія.  Большую  часть  своего  курсаонъ посвящалъ критическому
     очерку исторіи философіи,  безъ  знанія  котороіі*  ионятно,  универси-
     тетское образованіе  не  можетъ имѣть должпой  гдубииы,  пе ыожетъ
     быть  научно  въ  полномъ  смыслѣ  сдова.  Такая цостановка ііреио-
     даванія была  тѣмъ болѣе кстати, что  въ университстѣ въ то  время
     вовсе нс пренодавалось  философіи;  дажс  логнка  и психологія,  не-
     удачно  цристегнутыя  къ  курсу  богосдовія, слишкомъ  поверхностос
     ирснодавались  законоучитслсмъ.  Такимъ  образомъ декціи Рѣдкіша
     были для  студентовъ сдинствсннымъ срсдствомъ расширить  и  обоб-
     іцить  свое  міровоззрѣніс  на  фидософскихъ  основаніяхъ.  ІІомпмо
     Грановскагсп Рѣдкина,  бодьшою популярностыо  срсди  студентовъ
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25