Page 15 - 000199_000009_003633905
P. 15

немъ,  какъ  о  замѣчательномъ  по  своему  нравственному  вліянію
    педагогѣ,  въ  одномъ  изъ  писемъ  своихъ  говоритъ  о  немъ  такъ:
     «Миръ  праху твоему, почтенный старецъ! Твоимънелицемѣрнымъ,
    продолжавшимся  до гроба служеніемъ  наукѣ,  твоимъ  благоговѣй-
    нымъ  уваженіемъ  къ ней  и твоею  постоянною  вѣрою  въ другую,
    гораздо  болѣе  высшую  святыню  ты  посѣялъ въ  сердцахъ  своихъ
    воспитанниковъ  такія  сѣмена,  которыя  да  поможетъ  памъ  Богъ
    передать  своимъ  дѣтямъ  и  воспитанникамъ».
        Оцѣнивая-же  общее  воспитательное  вліяніе  и  образовательное
    значеніе  новгородъ - сѣверской  гимназіи,  по  сравненію  съ  тѣмп
    многочпсленными,  благоустроенными  по  общепринятому  понятію,
    учебными  заведеніями,  съ которыми пришлось  Ушинскому  озвако-
    миться  впослѣдствіи,  онъ тамъ высказывается въ той-же  неиздан-
    ной  его  рукописи,  на которую  мы  ссылались уже вышс:
        «Случалось  мнѣ  видѣть  и  такія  заведенія,  гдѣ,  песмотря  на
    собраніе лучшихъ  столичныхъ  преподавателей,  презрѣвіе къ наукѣ
    было  предметомъ  хвастливости  для воспитанниковъ;  и  такія,  гдѣ
    пятнадцати-лѣтній  мальчикъ  уже  видитъ  за  учебникомъ  исторіи
    или географіи  классъ,  чанъ,  мѣсто  и  разсчитываетъ  свое  приле-
    жаніе  по  выгодамъ  будущей  службы;  и такія,  гдѣ  мальчики, еще
    плохо  читающіе  по-русски,  уже  съ математическою  точпостью,
    сдѣлавшею-бы честь  любому воеводѣ передового  полка,  считаются
    чинами  и  породою своихъ  батюшекъ,  дядюшекъ  и  тетушекъ,  и  гдѣ
    одинъ  воспитанникъ подаетъ другому руку  послѣ  глубокихъ  сооб-
    раженій.  Еогда мнѣ встрѣчались  молодые  люди,  кончившіе курсъ
    въ какомъ-нибудь  значительномъ  учебномъ  заведеніи,  кончившіе
    съ  отличіемъ,  но  у  которыхъ  не  было  не  только  ни  одной  само-
    стоятельной  научной  мысли,  не  только  ни  малѣйшей  любви  къ
    какой-нибудь наукѣ,  но которые  презрительно  отзывались  о  своей
    учебной  жизни, о своихъ профессорахъ и даже  вообіце объ учености,
    ученыхъ  и наукѣ,  какъ предметахъ необходвмыхъ  въ неизбѣжной
    комедіи  дѣтства,  но  вовсе  излишнихъ  и  даже  неприличныхъ  въ
    практической жизни;  когда мнѣ попадались  безбородые  юноши,  еще
    не  совсѣмъ твердо  знающіе,  въ какомъ  вѣкѣ жилъ  Карлъ Великій,
    но  уже кощунствующіе  надъ  святыней  отчизны...  о!  тогда я  оцѣ-
    нилъ  по  достоинству  и молитвы  покойнаго  Ильи  Федоровича,  и
    наше уваженіе къ  одамъ  Горація,  и нашу  любовь къ учителю  исто-
    ріи,  и  нашу гордость  своими маленькими свѣдѣніями,  и почтитель-
    ный  страхъ,  который  овладѣвалъ  нами  при словѣ:   университетъі
    А  воля,  просторъ,  а  природа,  прекрасныя  окрестности  городка,  а
    эти душистые  овраги  и  колыхающіяся  иоля,  а розовая  весна и  зо-
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20