Page 12 - 000199_000009_003633905
P. 12

К.  Д.  У  Ш  Н  Н  С  К  1  й.    1 1

       погодь,  раснутица.  жестокій  холодъ  или другія какія-лабо  обстоя-
       тсльства  удержпвали  его  въ городѣ на нѣсколько  сутокъ, —оиъ до
       слезъ тосковалъ о своемъ хуторѣ.
          Любилъ также  Ушинскій и свою  гимаазіго, любилъ товарищей.
       Въ Ш-мъ  классѣ,  куда  поступнлъ  одпннадцатилѣтній Костя,  какъ
       на подборъ были  великовозрастные,  притомъ  преимущественно изъ
       среды  малосостоятелыюй,  не дворянскаго  происхожденія.  Уго  од-
       нако  не помѣшало  мальчику-Ушинскому  сблизиться  со своими  то-
      варшцами,  бывшими  уже  въ  юношескомъ  возрастѣ.  Вскорѣ  оиъ
      такъ  полюбилъ ихъ,  что  за удовольствіе  считалъ бывать  у  нихъ
      Если  ему  случалось не  успѣть дома  позавтракать,— 'Онъ  забЬгалъ
      гіо  пути  къ  своимъ  бѣдаякамъ-товариіцамъ,  радушно  дѣлпвшпмъ
      съ  нимъ свою  скудную  хлѣбъ-соль.  Бѣдаая  обстановка  болыиин-
      ства товариіцей,  ихъ скудный  образъжизни,  ихъ воззрѣнія  и  при-
      вычки были  своего  рода новой  школой для Ушанскаго.  И эти урокп
      очень пригодились ему впослѣдствіи,  въ  пору  студенчества.
          Съ  точки  зрѣиія  нынѣшняго  педантачнаго  педагогическаго
      шаблопа,  направленнаго  къ  тому,  чтобы  взвѣсить,  измѣрить  и
      высчитать  каждый  шагъ,  каждое  движеніе  учапіагося, —  можно
      придти  въ ужасъ  отъ тѣхъ  норядковъ,  которые  царили  въ  новго-
      родъ-сѣверской  гимназіи.  Между  тѣмъ,  по  тогдашнему  времени,
      гимназія эта  считалась одною  изъ лучшпхъ,  да  и  въ дѣйствитель-
      пости  была  нс дурна,  еслп  судить о  ней  не  по  внѣшнимъ  только
      признакамъ,  а  по  окончательнымъ  результатамъ  гимназическаго
      образованія,— по тому  направленію и нравственноіі  закваскѣ,  ко-
      торую опа давала  своимъ питомцамъ.
          Сначала— о внѣшней  сторонѣ гимназической  жизнп.
          Въ  новгородъ-сѣверской  гимназіи,  когда  обучался  въ  ней
      Ушинскій,  не  было даже  намека  на то,  что  называется  воспита-
      тельной  частыо,  воспитательнымъ  дозоромъ.  Интерната  при  гим-
      назіи не существовало.  Учащіеся,  въ количествѣ около  400  чело-
      вѣкъ,  жили  въ городѣ,  гдѣ кто желалъ.  Находясь подъ нѣкоторымъ
      ыадзоромъ въ стѣнахъ гимназіи,  во  время  уроковъ,  учащіеся  внѣ
      гимназіи  были  вполнѣ нредоставлены  самимъ себѣ.  Это давало  ши-
      рокій  просторъ тому,  что  называется  <школьничаньемъ>,  которое
      прпнимало иногда и  не  совсѣмъ  симпатичный  характеръ.
          По  сосѣдству,  напримѣръ,  съ гимназіей былъ большой фрукто-
      вый  садъ. Забираясьтудацѣлымитолпами,гимназисты ііроизводили
      порою въ немъ большія опустошенія.  Когда-же  разливались по  со-
      сѣдству  съ  монастыремъ  большія  лужи,  гимназисты  устраивали
      на  нихъ цѣлыя  флотиліи, сооружая плоты  изъ досокъ монастырскои
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17