Page 12 - 000199_000009_003633905
P. 12
К. Д. У Ш Н Н С К 1 й. 1 1
погодь, раснутица. жестокій холодъ или другія какія-лабо обстоя-
тсльства удержпвали его въ городѣ на нѣсколько сутокъ, —оиъ до
слезъ тосковалъ о своемъ хуторѣ.
Любилъ также Ушинскій и свою гимаазіго, любилъ товарищей.
Въ Ш-мъ классѣ, куда поступнлъ одпннадцатилѣтній Костя, какъ
на подборъ были великовозрастные, притомъ преимущественно изъ
среды малосостоятелыюй, не дворянскаго происхожденія. Уго од-
нако не помѣшало мальчику-Ушинскому сблизиться со своими то-
варшцами, бывшими уже въ юношескомъ возрастѣ. Вскорѣ оиъ
такъ полюбилъ ихъ, что за удовольствіе считалъ бывать у нихъ
Если ему случалось не успѣть дома позавтракать,— 'Онъ забЬгалъ
гіо пути къ своимъ бѣдаякамъ-товариіцамъ, радушно дѣлпвшпмъ
съ нимъ свою скудную хлѣбъ-соль. Бѣдаая обстановка болыиин-
ства товариіцей, ихъ скудный образъжизни, ихъ воззрѣнія и при-
вычки были своего рода новой школой для Ушанскаго. И эти урокп
очень пригодились ему впослѣдствіи, въ пору студенчества.
Съ точки зрѣиія нынѣшняго педантачнаго педагогическаго
шаблопа, направленнаго къ тому, чтобы взвѣсить, измѣрить и
высчитать каждый шагъ, каждое движеніе учапіагося, — можно
придти въ ужасъ отъ тѣхъ норядковъ, которые царили въ новго-
родъ-сѣверской гимназіи. Между тѣмъ, по тогдашнему времени,
гимназія эта считалась одною изъ лучшпхъ, да и въ дѣйствитель-
пости была нс дурна, еслп судить о ней не по внѣшнимъ только
признакамъ, а по окончательнымъ результатамъ гимназическаго
образованія,— по тому направленію и нравственноіі закваскѣ, ко-
торую опа давала своимъ питомцамъ.
Сначала— о внѣшней сторонѣ гимназической жизнп.
Въ новгородъ-сѣверской гимназіи, когда обучался въ ней
Ушинскій, не было даже намека на то, что называется воспита-
тельной частыо, воспитательнымъ дозоромъ. Интерната при гим-
назіи не существовало. Учащіеся, въ количествѣ около 400 чело-
вѣкъ, жили въ городѣ, гдѣ кто желалъ. Находясь подъ нѣкоторымъ
ыадзоромъ въ стѣнахъ гимназіи, во время уроковъ, учащіеся внѣ
гимназіи были вполнѣ нредоставлены самимъ себѣ. Это давало ши-
рокій просторъ тому, что называется <школьничаньемъ>, которое
прпнимало иногда и не совсѣмъ симпатичный характеръ.
По сосѣдству, напримѣръ, съ гимназіей былъ большой фрукто-
вый садъ. Забираясьтудацѣлымитолпами,гимназисты ііроизводили
порою въ немъ большія опустошенія. Когда-же разливались по со-
сѣдству съ монастыремъ большія лужи, гимназисты устраивали
на нихъ цѣлыя флотиліи, сооружая плоты изъ досокъ монастырскои