Page 13 - 000199_000009_003633905
P. 13
ограды. Словоиъ, сосѣдство гимназіи съ мирной монашеской оби-
телью было во всѣхъ отношеніяхъ неудобно для послѣдней, и мона-
шествующеи братіи частенько приходилось быть въ непріязнен-
ныхъ отношеніяхъ съ шаловлавыми и свободолюбивыми школярами.
Ученики постарше и классами, и годами имѣли ииого рода
развлеченія. Ихъ любимымъ притономъ была слободка, находив-
шаяся въ близкомъ сосѣдствѣ съ монастыремъ, славившаяся весе-
лыми нравами обитателей и не особенной строгостью поведенія оби-
тательницъ. Съ наступленіемъ-же весны и во все время, пока не
замирала природа, гимназисты въ свободное время привольно
разсыпались па свободѣ по окрестностямъ Новгородъ-Сѣверска,
изрытымъ громадными, причудливыми рвами, гдѣ было множество
ягодъ, особенно-же— земляники. Здѣсь устраивались иногда и до-
вольно нескромныя пврушки, преподавались новичкамъ-гимна-
зистамъ довольно-таки пагубвые пріятельскіе уроки.
Все это однако не болѣе какъ шалости, довольно опаснаго по-
жалуй свойства, и неразумныя увлеченія молодости, не переходив-
шія впрочемъ въ порочность. Помню, какъ послѣ одного изъ засѣда-
бій С.-Петербургскаго педагогическаго общества, въ которомъ много
говорилось о школьной дисциплипѣ, К. Д. Ушинскій, какъ-бы про-
должая споръ въ небольшомъ кружкѣ лицъ, вспоминалъ приволье
и свободу своей школьной поры и въ положительпой формѣ заявилъ,
что, за все время его ученія въ гимназіи, онъ не помнитъ чего-
нибудь позорнаго, безчестнаго а преступнаго со стороны учащнхся.
Это объяснается съ одной стороны извѣстнаго рода традиціями
въ самой средѣ учащихся, чтб можно и чего нельзя въизвѣстномъ
возрасгѣ; съ другои-же стороны — контролемъ за учащимися со
стороны самаго городского общества. Пренебрегая шалостями, глядя
на нихъ, какъ говорится, сквозь пальцы, мѣстное общество, точнѣе—
тѣ семьи, которымъ сдавали родители своихъ дѣтей, были въ об-
щемъ недурными дозорцами за ихъ нравственностью въ серьез-
номъ смыслѣ слова,— умѣли сдержать юнцовъ, если шалостигро-
зили прииять явно дурной оборотъ.
Ушинскій, сопоставляя впослѣдствіи свою новгородъ-сѣвер-
скую гимназію, въ которой онъ учился, со многими другими учеб-
ными заведеніями въ столицахъ и въ провинціи, такъ между про-
чимъ говоритъ въ одной изъ неизданныхъ еще егорукописей: «Въ
иныхъ огромныхъ дѣтскихъ казармахъ, гдѣ все тавъ вылакиро-
вано, вычиіцено, все блеститъ и сверкаетъ, все хвастливо кидается
въ глаза своимъ порядкомъ, гдѣ дѣти находятся ежеминутно подъ
бдительнымъ надзоромъ неусьіпныхъ начальниковъ, украшенныхъ