Page 8 - 000199_000009_003633905
P. 8

К.  Д.  У  Ш  И  Н  С  К  I  й.           7

         Ирошло  уже  болѣе двадцати лѣтъ со вршшп смертн Ушинскаго.
     За  это врсмя ііроизошли довольно существенвыя шмѣнсвія  въ «жи-
     вой  струѣ» — и  въ  степени  анергіи  ея,  и  въ  иааравлепіи.  Вмѣсто
     цѣльнаго,  мощпаго  потока, —  какъ можно  назвать  иедагогическое
     двия;еніе въ Россіи,  пока жплъ Упшнскій и  въ нервые  годы  послѣ
     его  смерти,— мы  видимъ  множество  мелкихъ руслъ, пе всегда даже
     согдасующихся въ своемъ  направленіи  съ основнымъ потокомъ. Но
     нъ общемъ однако движеніе  не нрекращается.
        0  характерѣ же  этого  движенія  съ наибольшей  правіілт.ностыо
     можно  судить по  нашей  довольно  обширной  иедагогической  лите-
     ратурѣ,  сущность которои  такова,  что въ отношенш  къ  ней съ пол-
     нымъ правоыъ можно повторить слѣдующія слова извѣстнаго  нѣмец-
     каго иедагога Дистервега, сказанныя имъ болѣе 40 лѣтъ тому назадъ:
         «Посмотрите  на большую  часть  сочиненій,  яаиисанныхъ  учи-
     телями  и  для учителей!  Наполняется ли, согрѣвается ли  чье-нибудь
     сердце  нри  этомъ обзорѣ?  Кто  можетъ  извлечь  изъ  него  силу  для
     своей  мысли,  одушевленіе  для  важваго  подвига?  Найдетъ ли  кто
     нибудь въ нихъ дыханіе жизнп,  самостоятсльный  образъ  мьіслей  и
     анергію? ІІереходятъ ли  ихъ  мнѣнія  въ  убѣжденія,  убѣжденія  въ
     дѣла,  и  вытекаютъ лн  пхъ воззрѣнія  изъ фактовъ?  Это но  болыпей
     части  холодныя,  безсмысленныя  груды  печатной  бумаги, —  и  слогъ
     такой, что  нечеиу удивляться, если люди, которые живутъ и  почер-
     паютъ жизнь изъ  свѣжихъ источниковъ живой  литературы, видятъ
     въучителяхъ заживо  похоропенныхъ людеи, осужденныхъ питаться
     такими  продуктами,  которые  ни для кого  болѣе  не пригодны».
         Н  если  въ  нашихъ  педагогическихъ  сумеркахъ  чувствуется
     проблескъ живой мысли, общественнаго интереса къдѣлу воспитанія
     и  стремленій  хотя  къ  нѣкоторымъ улучшеніямъ въ  немъ,— этимъ
     мы  обязаны  Ушинскому.  Онъ  пзъ-за  гроба  продолжаетъ  учить
    насъ и долго  еще будетъ поучать.
         Константинъ Дмитріевичъ  безспорно  принадлежитъ  къ  числу
     первоклассныхъ педагогическихъ дѣятелей  не  въ русскомъ только,
     но  и въ  общеевропейскомъ  смыслѣ.  Если  заграничные  педагоги
     почти  совсѣмъ не знакомы  съ дѣятельностыо Ушинскаго, то именно
     потому,  что,  къ несчастію,  и у насъ не  настало  еще время для  пол-
     ной,  всесторонней  оцѣнки  значенія  педагогической  дѣятельности
     Ушинскаго, въ связи  съ обстоятельствами  и условіями  положенія
     школьнаго дѣла  въ  Россіи,  а также— и  разными  другими  дѣлами
     внутренней  нашей  жизни.
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13