Page 8 - 000199_000009_003633905
P. 8
К. Д. У Ш И Н С К I й. 7
Ирошло уже болѣе двадцати лѣтъ со вршшп смертн Ушинскаго.
За это врсмя ііроизошли довольно существенвыя шмѣнсвія въ «жи-
вой струѣ» — и въ степени анергіи ея, и въ иааравлепіи. Вмѣсто
цѣльнаго, мощпаго потока, — какъ можно назвать иедагогическое
двия;еніе въ Россіи, пока жплъ Упшнскій и въ нервые годы послѣ
его смерти,— мы видимъ множество мелкихъ руслъ, пе всегда даже
согдасующихся въ своемъ направленіи съ основнымъ потокомъ. Но
нъ общемъ однако движеніе не нрекращается.
0 характерѣ же этого движенія съ наибольшей правіілт.ностыо
можно судить по нашей довольно обширной иедагогической лите-
ратурѣ, сущность которои такова, что въ отношенш къ ней съ пол-
нымъ правоыъ можно повторить слѣдующія слова извѣстнаго нѣмец-
каго иедагога Дистервега, сказанныя имъ болѣе 40 лѣтъ тому назадъ:
«Посмотрите на большую часть сочиненій, яаиисанныхъ учи-
телями и для учителей! Наполняется ли, согрѣвается ли чье-нибудь
сердце нри этомъ обзорѣ? Кто можетъ извлечь изъ него силу для
своей мысли, одушевленіе для важваго подвига? Найдетъ ли кто
нибудь въ нихъ дыханіе жизнп, самостоятсльный образъ мьіслей и
анергію? ІІереходятъ ли ихъ мнѣнія въ убѣжденія, убѣжденія въ
дѣла, и вытекаютъ лн пхъ воззрѣнія изъ фактовъ? Это но болыпей
части холодныя, безсмысленныя груды печатной бумаги, — и слогъ
такой, что нечеиу удивляться, если люди, которые живутъ и почер-
паютъ жизнь изъ свѣжихъ источниковъ живой литературы, видятъ
въучителяхъ заживо похоропенныхъ людеи, осужденныхъ питаться
такими продуктами, которые ни для кого болѣе не пригодны».
Н если въ нашихъ педагогическихъ сумеркахъ чувствуется
проблескъ живой мысли, общественнаго интереса къдѣлу воспитанія
и стремленій хотя къ нѣкоторымъ улучшеніямъ въ немъ,— этимъ
мы обязаны Ушинскому. Онъ пзъ-за гроба продолжаетъ учить
насъ и долго еще будетъ поучать.
Константинъ Дмитріевичъ безспорно принадлежитъ къ числу
первоклассныхъ педагогическихъ дѣятелей не въ русскомъ только,
но и въ общеевропейскомъ смыслѣ. Если заграничные педагоги
почти совсѣмъ не знакомы съ дѣятельностыо Ушинскаго, то именно
потому, что, къ несчастію, и у насъ не настало еще время для пол-
ной, всесторонней оцѣнки значенія педагогической дѣятельности
Ушинскаго, въ связи съ обстоятельствами и условіями положенія
школьнаго дѣла въ Россіи, а также— и разными другими дѣлами
внутренней нашей жизни.