Page 6 - 000199_000009_003633905
P. 6
Въ концѣ 50-гь годовъ у насъ. въ Россіи, какъбы случаыыо,
ыеожиданно открыли дѣлуш область, почтц совершенно певѣдомую
раньше, Иѵін по крайней мѣрѣ не обраіцавшуго на себя должнаго
вниманія. Область эта— педшоіичесшя, т. е. ішаче— все учебно-
воспитательное дѣло. Виновникомъ такого открытія былъііонстан-
тинъ Дмитріевичъ Ушинскій.
Ігонечпо и до 50-хъ годовъ были въ Россіи школы всевозиож-
ныхъ категорій— низшія, среднія и высшія, въ которыхъ изъ года
въ годъ обучались, въ обіцей сложности, деспткн тысячь мсіль-
чиковъ и дѣвочекь. Но, строго говоря, въ обществѣ не ощуіца-
лось пикакого интереса къ учебно-воспитательному дѣлу. Чему
и какъ нужно учить подростаюіція поколѣаія? Можно ли воспиты-
вать не обучая и слѣдуетъ ли обучать не воспитывая? Въ чемъ
основная задача ц цѣль воспитанія? Вти и множество другихъ,
супі,ественно важныхъ, вопросовъ казались тогдашнему русскому
обществу такимъже стороннимъ, далекимъ и чуждымъдѣломъ, какъ
и все то, что творилось въ канцеляріяхъ, управленіяхъ, консисто-
ріяхъ и проч.
Въ то время въ Западной Европѣ педагогика имѣла уже зна-
чительное развитіе, представляя собою достаточно оформившуюся
спеціальность, занимавшую самостоятельное и почетное мѣсто въ
ряду другихъ спеціалыіостей. Въ организаціи учебно-воспитатедь-
наго дѣла, въ установленіи учебныхъ курсовъ, программъ, плановъ
преподаванія и въ выіюлненіи ихъ, а также въ инструкціяхъ и
правилахъ, касающихся собственио воспитанія,— признавалось обя-
зательнымъ сообразоваться пе съ одниыи только правительствен-
ными желаніями, предположеніями и предначертаніями, но также
и съ тѣми требованіями, какія предъявлялись педагогіею, какъ са-
мостоятельною, спеціальною отраслью знанія, пользовавшеюся ав-
торитетомъ наравнѣ съ высшими иауками.