Page 7 - 000199_000009_003633905
P. 7

Совсѣмъ  иное  было  въ  Россіи  въ указанную  эноіу.  Въ  одномъ
     и томъ же  вѣдомствѣ  невозможно  было  найти  двухъ такихъ  заве-
     деній,  дреслѣдующихъ  совершенно  тождественныя  дѣли,  которыя
     походили бы другъ на  друга  по  способу  выполненія  учебныхъ  цро-
     граммъ  и  воспнтательнымъ  пріемамъ.  Даже  въ одномъ  и  томъ  же
     заведеніи  едва ли  можно  было  встрѣтить  двухъ лидъ педагогиче-
     скаго  персонала,  согласныхъ  между  собою  относательно способовъ
     обученія, атакже и другихъ частностей учсбно-воспитательнагодѣла.
         Такая  разладица  и  рознь  объясняются отсутствіемъ въ ту  пору
     даже  понятія  о томъ,  что  въ  учебно-воспитательномъ дѣлѣ,  въ  ка-
     кихъ  бы  разнообразныхъ  формахъ  оно  ни  проявлялось,  долженъ
     быть  одинъ  обязательный  для  всѣхъ  критеріумъ— пснхологическая
     сторона  учащихся,  съ  когорою  необходимо  сообразоваться  и  ири
     установленіи  учебнаго  курса  и  плана  каждаго  предмета,  и  въ  спо-
     собѣ  преподаванія,  и  въ  воздѣйствіи  ва  умственныя  способности
     и нравственное  чувство  учащихся. Вмѣсто  спеціальнон  педагогиче-
     ской  подготовкн,  признавалось  достаточнымъ  личнаго  опыта,  на-
     выкаучащихъ,безъвсяшіруководящей идеивъ отвѣтственномъдѣлѣ
     воспитанія  и  обученія,— безъ знакомства  съ  основами  этого  дѣла.
         Не  отрицая,  что  и  въ  указанную  эпоху,  въ  видѣ  исключенія,
     встрѣчались между дѣятелями по учебно-восшітательной части лица
     глубоко-образованныя, горячо-преданныя  дѣлу  и  оказывавшія  бла-
     готворнѣйшее  вліяиіе  въ  умственномъ и  нравственномъ  отношеніи
     на воспитываемыя  ими  поколѣнія,— въ  общемъ  однако  все  наше
     учебно-воспитательное  дѣло  представляло  анахронизмъ.  Учебныя
     программы  и  руководства отличались безсодержательнѣйшей  схола-
     стикой.  Прохожденіе  программъ держалось  на зубристикѣ. Въ обра-
     щеніи съ учащимися  царилажестокость.  Время  ученія  быловреме-
     немъ безутѣшнаго горя для дѣтей,особенноже въмладшихъклассахъ.
        К.  Д.  Ушинскій длиннымъ  рядомъ  горячихъ,  дѣльныхъ  статей,
     помѣщенныхъ  имъ  въ разныхъ  періодическихъ  изданіяхъ,  заста-
     вилъ  всю  русскую  печать  обратить  серьезное внпманіе  на положе-
     ніе  родного  нашего  учебно-воспитательнаго  дѣла. Въ обществѣ про-
     снулся  наконецъ  хоть  нѣкоторый интересъ къ  нему,— и въ этомъ
     страшяо-застоявшемся дѣлѣ проявилась живая  струя.
        Такъ произошло  открытіе  невѣдомой  раньше  у насъ педагоги-
    ческой  области.  Открывъ  ее,  К. Д.  Ушпнскій  около  15-ти лѣтъру-
    ководилъ и  самою  разработкою  этой  области.  Въ это  именно  время
    и  были  посѣяны  на Руси  всѣ  тѣ  здравыя  понятія,  которыми  до
    сихъ  поръ  живетъ  и  держится  вся  наша  учебно-воспитатедьная
    часть,  нродолжая,  хоть  и  очень медленно,  развиваться.
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12