Page 7 - 000199_000009_003633905
P. 7
Совсѣмъ иное было въ Россіи въ указанную эноіу. Въ одномъ
и томъ же вѣдомствѣ невозможно было найти двухъ такихъ заве-
деній, дреслѣдующихъ совершенно тождественныя дѣли, которыя
походили бы другъ на друга по способу выполненія учебныхъ цро-
граммъ и воспнтательнымъ пріемамъ. Даже въ одномъ и томъ же
заведеніи едва ли можно было встрѣтить двухъ лидъ педагогиче-
скаго персонала, согласныхъ между собою относательно способовъ
обученія, атакже и другихъ частностей учсбно-воспитательнагодѣла.
Такая разладица и рознь объясняются отсутствіемъ въ ту пору
даже понятія о томъ, что въ учебно-воспитательномъ дѣлѣ, въ ка-
кихъ бы разнообразныхъ формахъ оно ни проявлялось, долженъ
быть одинъ обязательный для всѣхъ критеріумъ— пснхологическая
сторона учащихся, съ когорою необходимо сообразоваться и ири
установленіи учебнаго курса и плана каждаго предмета, и въ спо-
собѣ преподаванія, и въ воздѣйствіи ва умственныя способности
и нравственное чувство учащихся. Вмѣсто спеціальнон педагогиче-
ской подготовкн, признавалось достаточнымъ личнаго опыта, на-
выкаучащихъ,безъвсяшіруководящей идеивъ отвѣтственномъдѣлѣ
воспитанія и обученія,— безъ знакомства съ основами этого дѣла.
Не отрицая, что и въ указанную эпоху, въ видѣ исключенія,
встрѣчались между дѣятелями по учебно-восшітательной части лица
глубоко-образованныя, горячо-преданныя дѣлу и оказывавшія бла-
готворнѣйшее вліяиіе въ умственномъ и нравственномъ отношеніи
на воспитываемыя ими поколѣнія,— въ общемъ однако все наше
учебно-воспитательное дѣло представляло анахронизмъ. Учебныя
программы и руководства отличались безсодержательнѣйшей схола-
стикой. Прохожденіе программъ держалось на зубристикѣ. Въ обра-
щеніи съ учащимися царилажестокость. Время ученія быловреме-
немъ безутѣшнаго горя для дѣтей,особенноже въмладшихъклассахъ.
К. Д. Ушинскій длиннымъ рядомъ горячихъ, дѣльныхъ статей,
помѣщенныхъ имъ въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, заста-
вилъ всю русскую печать обратить серьезное внпманіе на положе-
ніе родного нашего учебно-воспитательнаго дѣла. Въ обществѣ про-
снулся наконецъ хоть нѣкоторый интересъ къ нему,— и въ этомъ
страшяо-застоявшемся дѣлѣ проявилась живая струя.
Такъ произошло открытіе невѣдомой раньше у насъ педагоги-
ческой области. Открывъ ее, К. Д. Ушпнскій около 15-ти лѣтъру-
ководилъ и самою разработкою этой области. Въ это именно время
и были посѣяны на Руси всѣ тѣ здравыя понятія, которыми до
сихъ поръ живетъ и держится вся наша учебно-воспитатедьная
часть, нродолжая, хоть и очень медленно, развиваться.