Page 14 - 000199_000009_003633905
P. 14

к.  д.   у  ш  и  н  с  і;. г  іі.   13

     за  свою  бднтельноеть  всѣми  возможными  отличіями,  заводятся
     между дѣтьми тѣ  же  пороки,  которые  водились  и между  нами  въ
     бѣдныхъ  лачугахъ Новгородъ-Сѣверска;  только  эти  пороки  прини-
     маютъ здѣсь  еще  болѣе характеръ повальныхъ  болѣзней, тщательно
     скрываемыхъ,  но  не  исправляемыхъ  начальствомъ-».
         Будучи  взрослымъ  уже  человѣкомъ и  окончательно  спеціали-
     зировавшись  на  учебно-воспитательной  дѣятельности,  Ушинскій,
     хорошо  сознавая всѣ  недостатки  своей  новгородъ-сѣверской гимна-
     зіи,  тѣмъ не менѣе  высоко  ставилъ ес  и  уважалъ.  II  на то  были
     весьма  серьезныя причины.
         Во главѣ  этой  гимназіи  стоялъ  небезъизвѣстный въ свое время
     въ  ученомъ  мірѣ  отставной  старикъ-профессоръ,  Илья  Федоровичъ
     Тимковскій. Это былъ педагогъпо призванію. Съискренней любовью
     и  уваженіемъ  къ  наукѣ  онъ  хранилъ  въ душѣ  своей  истинно-
     юношескій  жаръ и  чистыя,  нелицемѣрныя  религіозвыя убѣжденія.
     Онъ былъ безусловно  первымъ  лицомъ  въ гимназіи  не  только  по
     своему  директорскому  рангу  и  положенію,  но  еще  болѣе  по  нрав-
     ственному  вліянію  на учащихся.
         Переходя  отъ  Библіи къ Горацію  и  Виргилію,  отъ  великопост-
     ныхъ  молитвъ  къ  цитатамъ  изъ  Цицерона  и  Тацита,  старикъ
     умѣлъ  тѣмъ  не менѣе  внушить  своимъ питомцамъ  благоговѣйное
     уваженіе къ наукѣ.  И учителя,  и ученики,  проявлявшіе особенную
     любовь къ наукѣ,  пользовались  уваженіемъ  всей  гимназіи,  всѣхъ
     ея  классовъ— отъ старшихъ до  самыхъ  младшихъ.
         Въ  общемъ  однако  гимназія не  могла,  даже и прилучшемъ  же-
     ланіи  учителей,  дать  своимъ питомцамъ  сколько-нибудь солидныхъ
     знаній.  Для этого  не  имѣлось тогда необходимыхъ  средствъ,  какъ-
     то:  ни  учебныхъ руководствъ и  пособій,  ни соотвѣтствующихъ ди-
     дактическихъ  пріемовъ.  Сущность  гимназическаго  образованія
     ограничивалась  главнымъ  образомъ нравственнымъ воздѣйствіемъ
     на  учапщхся,  пробужденіемъ  въ нихъ  сознательной  потребности
     самообученія,  любви  къ наукѣ  и  стремленія  къ ученію.  Достига-
     лось это  тѣмъ,  что  то  немногое,  которое  учащіеся  узнавали  взъ
     разныхъ  областей  науки,  усвоивалось  ими прочно,  съ любовью и
     уваженіемъ,— не  памятью  только  и холоднымъ  разсудкомъ,  но  и
     сердцемъ.  Въ этомъ  пменно и  заключается  одна  изъ тайнъ  воспи-
     тывающаго  вліянія  обученія,  чѣмъ  прославились  вѣкоторыя  изъ
     прежнихъ школъ, правда, весьма  не  многія, въ томъ числѣ и  новго-
     родъ-сѣверская  гимназія  во  время  управленія  ею  Тимковскимъ.
         Ушинскій,  съ  горячей  нризнательностыо  вспоминавшій  всегда
     о  своемъ  старикѣ-директорѣТимковскомъ,  много разсказывавшій о
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19