Page 14 - 000199_000009_003633905
P. 14
к. д. у ш и н с і;. г іі. 13
за свою бднтельноеть всѣми возможными отличіями, заводятся
между дѣтьми тѣ же пороки, которые водились и между нами въ
бѣдныхъ лачугахъ Новгородъ-Сѣверска; только эти пороки прини-
маютъ здѣсь еще болѣе характеръ повальныхъ болѣзней, тщательно
скрываемыхъ, но не исправляемыхъ начальствомъ-».
Будучи взрослымъ уже человѣкомъ и окончательно спеціали-
зировавшись на учебно-воспитательной дѣятельности, Ушинскій,
хорошо сознавая всѣ недостатки своей новгородъ-сѣверской гимна-
зіи, тѣмъ не менѣе высоко ставилъ ес и уважалъ. II на то были
весьма серьезныя причины.
Во главѣ этой гимназіи стоялъ небезъизвѣстный въ свое время
въ ученомъ мірѣ отставной старикъ-профессоръ, Илья Федоровичъ
Тимковскій. Это былъ педагогъпо призванію. Съискренней любовью
и уваженіемъ къ наукѣ онъ хранилъ въ душѣ своей истинно-
юношескій жаръ и чистыя, нелицемѣрныя религіозвыя убѣжденія.
Онъ былъ безусловно первымъ лицомъ въ гимназіи не только по
своему директорскому рангу и положенію, но еще болѣе по нрав-
ственному вліянію на учащихся.
Переходя отъ Библіи къ Горацію и Виргилію, отъ великопост-
ныхъ молитвъ къ цитатамъ изъ Цицерона и Тацита, старикъ
умѣлъ тѣмъ не менѣе внушить своимъ питомцамъ благоговѣйное
уваженіе къ наукѣ. И учителя, и ученики, проявлявшіе особенную
любовь къ наукѣ, пользовались уваженіемъ всей гимназіи, всѣхъ
ея классовъ— отъ старшихъ до самыхъ младшихъ.
Въ общемъ однако гимназія не могла, даже и прилучшемъ же-
ланіи учителей, дать своимъ питомцамъ сколько-нибудь солидныхъ
знаній. Для этого не имѣлось тогда необходимыхъ средствъ, какъ-
то: ни учебныхъ руководствъ и пособій, ни соотвѣтствующихъ ди-
дактическихъ пріемовъ. Сущность гимназическаго образованія
ограничивалась главнымъ образомъ нравственнымъ воздѣйствіемъ
на учапщхся, пробужденіемъ въ нихъ сознательной потребности
самообученія, любви къ наукѣ и стремленія къ ученію. Достига-
лось это тѣмъ, что то немногое, которое учащіеся узнавали взъ
разныхъ областей науки, усвоивалось ими прочно, съ любовью и
уваженіемъ,— не памятью только и холоднымъ разсудкомъ, но и
сердцемъ. Въ этомъ пменно и заключается одна изъ тайнъ воспи-
тывающаго вліянія обученія, чѣмъ прославились вѣкоторыя изъ
прежнихъ школъ, правда, весьма не многія, въ томъ числѣ и новго-
родъ-сѣверская гимназія во время управленія ею Тимковскимъ.
Ушинскій, съ горячей нризнательностыо вспоминавшій всегда
о своемъ старикѣ-директорѣТимковскомъ, много разсказывавшій о