Page 16 - 000199_000009_003633905
P. 16

К.  Д.  У  Ш  И  Н  С  К.  I  й.
      дотпстая  осень —  развѣ  не были  нашими  восиитателями?  Зовите
      меня варваромъ въ педагогикѣ,  но я  вынесъ изъ впечатлѣній  моей
      жизни  глубокое  убѣжденіе,  что  прекрасный  ландшафтъ  имѣетъ
      такое огромное  воспитательное  вліяніе  на развитіе  молодой  души,
      съ  которымъ трудно  соперничать  вліянію иедагога;  что  день,  про-
      веденный  ребенкомъ посреди рощь и полей,  когда его головою овла-
      дѣваетъ  какой-то  упоительный  туманъ,  въ теплой  влагѣ  котораго
      раскрывается все его  молодое  сердце  для того,  чтобы  беззаботно и
      безсознательно  впитывать  въ себя мысли и  зародыши  мыслей,  по-
      тоісомъ  лыощіеся  изъ пр^роды,— что  такой  день  стоитъ  многихъ
      недѣль,  проведенныхъ  на  учебной  скамьѣ.  Толстыя каменныя  стѣ-
      ны  учебныхъ заведеній  большихъ  городовъ,  дѣтскія  кровати,  по-
      ставленныя  необозримыми  рядами,  жизнь  по  колоколъчику  или
      барабану,  толстый  швейцаръ у дверей,  этотъ неумолимый  церберъ
      дѣтскаго  ада,  вокругъ  камень  и  желѣзо,  желѣзо  и  камень,  не
      только безъ малѣйшаго  обрывка зелени, но даже  безъ куска земли,
      наверху— кусокъ  вѣчно  закрытаго неба, внутри— то  гробовое мол-
      чаніе, то  оффиціальный  гулъ,  въ которомъ  исчезаетъ всякая  лич-
      иость, повсюду сердитые аргусовскіе глаза купленнаго  надзора,  по-
      всюду  форма п  чинность,  вѣчная  чистка  и  лакировка, —  все  это
      вѣетъ  на меня какой-то безвыходной  тоской, какой-то мучительной
      безсмыслицей; я-бы, кажется, не прожилъ и мѣсяца такою жпзнью'».
         Короче  сказать,  дѣтство и юность  Ушянскаго  прошли при усло-
      віяхъ,  благопріятствовавшихъ  свободному, разностороннему разви-
     тію душевныхъ  его силъ.  Захолустная  новгородъ-сѣверская гимна-
     зія,  въ который  онъ учился,  съ ея привольемъ и  свободон— этими
     великими  двигателями  воспитанія,  —  какъ нельзя  болѣе  способ-
      ствовала  упрочевію  и развитію  здоровыхъ  задатковъ  первоначаль-
     наго  его домашняго  воспитанія.
         Не  отличаясь  особеннымъ  прилежаніемъ  и  блестящими  успѣ-
     хами  въ гимназическихъ предметахъ,  Ушинскііі  однако  зналъ  все
     то,  что  ироходилось въ гимназіи, и успѣшно  переходилъ изъ класса
     въ классъ.  Обладая  большими  способностями,  онъ слишкомъ мало
     тратилъ  времени  на  приготовленіе  уроковъ,  нерѣдко  нросто  до-
     вольствовался  прочтеніемъ  заданнаго  въ классѣ  уже,  передъ уро-
     комъ.  Все-же  свободное  время  посвящалъ  чтенію  и ирогулкамъ.
         Помимо директора гимназіи, Тпмковскаго, немаловажное вліяніе
     пмѣлъна развитіе Ушинскаго также  и  учитедь  исторіи,  пользовав-
     шійся  большимъ  уваженіемъ  учащихся.  Читая  безт>  разбора  все,
     что  подвертывалось  иодъ  руку  въ  отцовской  и  гимиазической
      библіотекѣ,  юный  Ушинскій  тѣмъ  не  менѣе,  какъ-бы незамѣтно
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21