Page 16 - 000199_000009_003633905
P. 16
К. Д. У Ш И Н С К. I й.
дотпстая осень — развѣ не были нашими восиитателями? Зовите
меня варваромъ въ педагогикѣ, но я вынесъ изъ впечатлѣній моей
жизни глубокое убѣжденіе, что прекрасный ландшафтъ имѣетъ
такое огромное воспитательное вліяніе на развитіе молодой души,
съ которымъ трудно соперничать вліянію иедагога; что день, про-
веденный ребенкомъ посреди рощь и полей, когда его головою овла-
дѣваетъ какой-то упоительный туманъ, въ теплой влагѣ котораго
раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и
безсознательно впитывать въ себя мысли и зародыши мыслей, по-
тоісомъ лыощіеся изъ пр^роды,— что такой день стоитъ многихъ
недѣль, проведенныхъ на учебной скамьѣ. Толстыя каменныя стѣ-
ны учебныхъ заведеній большихъ городовъ, дѣтскія кровати, по-
ставленныя необозримыми рядами, жизнь по колоколъчику или
барабану, толстый швейцаръ у дверей, этотъ неумолимый церберъ
дѣтскаго ада, вокругъ камень и желѣзо, желѣзо и камень, не
только безъ малѣйшаго обрывка зелени, но даже безъ куска земли,
наверху— кусокъ вѣчно закрытаго неба, внутри— то гробовое мол-
чаніе, то оффиціальный гулъ, въ которомъ исчезаетъ всякая лич-
иость, повсюду сердитые аргусовскіе глаза купленнаго надзора, по-
всюду форма п чинность, вѣчная чистка и лакировка, — все это
вѣетъ на меня какой-то безвыходной тоской, какой-то мучительной
безсмыслицей; я-бы, кажется, не прожилъ и мѣсяца такою жпзнью'».
Короче сказать, дѣтство и юность Ушянскаго прошли при усло-
віяхъ, благопріятствовавшихъ свободному, разностороннему разви-
тію душевныхъ его силъ. Захолустная новгородъ-сѣверская гимна-
зія, въ который онъ учился, съ ея привольемъ и свободон— этими
великими двигателями воспитанія, — какъ нельзя болѣе способ-
ствовала упрочевію и развитію здоровыхъ задатковъ первоначаль-
наго его домашняго воспитанія.
Не отличаясь особеннымъ прилежаніемъ и блестящими успѣ-
хами въ гимназическихъ предметахъ, Ушинскііі однако зналъ все
то, что ироходилось въ гимназіи, и успѣшно переходилъ изъ класса
въ классъ. Обладая большими способностями, онъ слишкомъ мало
тратилъ времени на приготовленіе уроковъ, нерѣдко нросто до-
вольствовался прочтеніемъ заданнаго въ классѣ уже, передъ уро-
комъ. Все-же свободное время посвящалъ чтенію и ирогулкамъ.
Помимо директора гимназіи, Тпмковскаго, немаловажное вліяніе
пмѣлъна развитіе Ушинскаго также и учитедь исторіи, пользовав-
шійся большимъ уваженіемъ учащихся. Читая безт> разбора все,
что подвертывалось иодъ руку въ отцовской и гимиазической
библіотекѣ, юный Ушинскій тѣмъ не менѣе, какъ-бы незамѣтно