Page 350 - 000199_000009_003613470
P. 350
338 С. В. ЕШЕВСКШ.
приводить аналогическіе факты и объясненія изъ римскихъ
и германскихъ древностей. Внѣшней отдѣлки, изящества из-
ложенія нѣтъ, а между тѣмъ огромная аудиторія съ какимъ-
то благоговѣніемъ слушаетъ этотъ тихій, иногда не совсѣмъ
внятный голосъ знаменитаго старика. Никто не шевелится,
никто не подойдетъ къ каеедрѣ, какъ это дѣлается у насъ
(даже и въ томъ случаѣ, когда профессоръ читаетъ довольно
громко). Большая часть слушателей, если не всѣ, записы-
ваетъ, хотя для сидящихъ назади это и весьма трудно. Я си-
дѣлъ обыкновенно на третьей отъ кафедры скамьѣ; но и тутъ
многія слова терялись. Бекъ читаетъ греческія древности; при
мнѣ онъ читалъ о несвободныхъ состояніяхъ въ Грѳціи, о
демократическомъ элементѣ въ Греціи (какъ на одно изъ
средствъ для демократизированія народа, онъ указывалъ на
гимнастику, внушающую довѣріе къ своимъ силамъ, разви-
вающую мужество въ народѣ тамъ, гдѣ гимнастическія упраж-
ненія не есть привилегія одного класса, какъ въ Спартѣ,
гдѣ они являлись средствомъ усиленія аристократизма).
«Мюллеръ. Слышалъ его чтепіе этнографіи и исторіи
Востока. Читалъ о исламѣ. Дикція чрезвычайно непріятная,
съ переходомъ изъ одного тона въ другой. Изложеніе сжатое
и сухое, такъ что при самомъ чтеніи лекція имѣетъ уже
характеръ занисаннаго студентами конспекта. Мюллеръ иногда
останавливается на объясненіи различія мухамеданскихъ ре-
лигіозныхъ воззрѣній отъ ученія христіанскаго, по эти объ-
ясненія также коротки, скорѣе намекъ, чѣмъ объясненія.
Слушателей, включая тутъ и меня, было всего четверо, изъ
которыхъ одипъ уже совсѣмъ сѣдой старикъ, вѣроятно, также
непостоянный посѣтитель.
«Лепсіусъ читаетъ нынѣшній годъ два курса. Одинъ пу-
бличный, египетской исторіи, другой privatissima въ его ра-
бочемъ кабинетѣ, въ египетскомъ музеѣ, о египетскихь па-
мятникахъ. Памятники собственно египетскаго музея дол-
женъ былъ въ нынѣшній семестръ объяснять Бругшъ, но,
какъ мнѣ сказали въ музеѣ, онъ прекратилъ эти объясненія