Page 319 - 000199_000009_003613470
P. 319
С. В. ЕШЕВСКШ. 307
которые и составили свой особый кружокъ. Тяжела была
на первое время жизнь москвичей въ новомъ для нихъ го-
родѣ: жалованье незначительное, книгъ нѣтъ. Вотъ что іш-
салъ Ешевскій П. Н. Кудрявцеву по этому поводу: «Здѣш-
няя библіотека хуже гимназической; да и то, что есть, ис-
порчено. Здѣсь городъ промышленный, и потому въ самомъ
лицеѣ образовалась своего рода промышленность. Всѣ луч-
шія статьи въ журналахъ вырваны и украдены. Отъ этой
бѣды не ушелъ даже горный журналъ, не смотря на то что
онъ сданъ въ библіотеку неразрѣзаннымъ. Стыдно сказать,
что въ этомъ главную роль играіотъ не студенты. И теперь
еще остался одинъ главный промышленникъ такого рода.
Частію по моему требованію, журналы, лежащіе въ профес-
сорской, заковали въ станки. Если не поможетъ, придется
приковывать ихъ, какъ средневѣковыя библіи, на цѣпь. Та-
кимъ образомъ Сергѣй Михайловичъ (Соловьевъ) обезпечилъ
меня главными источниками». Соловьевъ прислалъ Ешевскому
изъ Москвы всѣ важнѣйшія изданія Археограф. Коммиссіи.
■Соединеніе двухъ разнородныхъ предметовъ было тоже тя-
жело для Ешевскаго. «Вотъ уже два съ половиною мѣсяда, —
лишетъ онъ въ томъ же письмѣ, — какъ я читаю лекціи и
до сихъ поръ не могу привыкнуть къ своему положенію.
Право безсовѣстно наложить на молодаго преподавателя шесть
часовъ и два совершенно разные предмета. Все время ухо-
дитъ только на то, чтобы сколько-нибудь приготовиться къ
лекціи, чтобы прочитать ее, не краснѣя передъ слушателями.
Писать лекцій нѣтъ никакой возможности. Я составляю толь-
ко самый подробный конспекта изъ статистики. Изъ русской
же исторіи не усиѣваю и того дѣлать. Страшно неловкое
положеніе. Изъ статистики я учусь въ одно время съ сту-
дентами. Недавно былъ одинъ у меня студентъ третьяго
курса, оставленный на второй годъ Мурзакевичемъ, и въ раз-
говорѣ высказалъ мнѣ общее удивленіе курса, отчего я цѣ-
лыя 16 лекцій читалъ о народонаселеніи. Я объяснилъ при-
чину: передъ начатіемъ лекцій я зналъ объ этомъ предметѣ
20*