Page 319 - 000199_000009_003613470
P. 319

С.  В.  ЕШЕВСКШ.                  307

     которые  и  составили  свой  особый кружокъ.    Тяжела  была
     на первое время   жизнь  москвичей въ  новомъ для   нихъ  го-
     родѣ:  жалованье незначительное, книгъ нѣтъ.   Вотъ  что  іш-
    салъ Ешевскій   П.  Н. Кудрявцеву   по этому поводу:   «Здѣш-
     няя библіотека хуже гимназической; да    и то,  что  есть,  ис-
     порчено. Здѣсь городъ промышленный,     и потому  въ  самомъ
    лицеѣ образовалась своего рода промышленность.      Всѣ   луч-
     шія  статьи въ журналахъ вырваны     и  украдены.  Отъ  этой
    бѣды  не ушелъ даже горный журналъ,      не смотря  на то что
    онъ сданъ въ библіотеку неразрѣзаннымъ.      Стыдно   сказать,
    что  въ  этомъ главную роль играіотъ   не студенты. И теперь
    еще   остался  одинъ  главный   промышленникъ    такого  рода.
    Частію  по моему требованію,   журналы, лежащіе    въ профес-
    сорской,  заковали  въ  станки.  Если  не поможетъ, придется
    приковывать ихъ,   какъ средневѣковыя библіи,   на цѣпь.  Та-
    кимъ образомъ Сергѣй    Михайловичъ (Соловьевъ) обезпечилъ
    меня  главными источниками». Соловьевъ прислалъ Ешевскому
    изъ Москвы всѣ важнѣйшія      изданія Археограф. Коммиссіи.
    ■Соединеніе  двухъ разнородныхъ предметовъ было     тоже  тя-
    жело  для Ешевскаго. «Вотъ уже два съ половиною мѣсяда,    —
    лишетъ  онъ  въ  томъ  же письмѣ,  — какъ  я  читаю лекціи  и
    до  сихъ  поръ  не могу  привыкнуть   къ  своему  положенію.
    Право безсовѣстно наложить на молодаго преподавателя шесть
    часовъ  и  два совершенно разные предмета. Все время     ухо-
    дитъ  только  на то,  чтобы сколько-нибудь  приготовиться  къ
    лекціи,  чтобы прочитать ее,  не краснѣя передъ слушателями.
    Писать лекцій  нѣтъ никакой возможности. Я    составляю толь-
    ко самый подробный    конспекта изъ  статистики. Изъ русской
    же исторіи  не усиѣваю   и  того дѣлать.  Страшно   неловкое
    положеніе.  Изъ  статистики я   учусь  въ  одно время  съ сту-
    дентами.  Недавно   былъ  одинъ  у  меня   студентъ третьяго
    курса, оставленный на второй годъ Мурзакевичемъ, и въ раз-
    говорѣ  высказалъ мнѣ общее удивленіе   курса,  отчего  я цѣ-
    лыя  16 лекцій  читалъ о народонаселеніи.  Я объяснилъ при-
    чину: передъ начатіемъ лекцій   я  зналъ объ  этомъ предметѣ
                                                         20*
   314   315   316   317   318   319   320   321   322   323   324