Page 315 - 000199_000009_003613470
P. 315
С. В. ЕШЕВСКІЙ. 303
интересовался очень многимъ: что бы любопытнаго ни попа-
лось ему на пути, онъ непремѣнно остановится и начнетъ
добиваться смысла; но онъ умѣлъ ограничивать свои увле-
ченія. Вѣроятно, въ то время уже сложился у него планъ
вести преподаваніе исторіи постеленными спеціальнымп кур-
сами, ибо и тогда уже онъ не разъ говаривалъ, что тѣмъ
или другимъ займется послѣ. и удивлялъ тѣхъ изъ нащихъ
товарищей, которые интересовались преимущественно ближай-
шими къ намъ эпохами, своимъ упорнымъ пребываніемъ въ
среднихъ вѣкахъ. Если бы онъ зналъ по гречески, онъ, мо-
жетъ быть, началъ бы съ греческой исторіи; но при знаніи
только латинскаго языка онъ не могъ и идти иначе. Конеч-
но, много значитъ также и вліяніе Кудрявцева.
Въ 1850 г. Ешевскій кончилъ курсъ и осенью того же
года получилъ мѣсто преподавателя исторіи въ младшихъ
классахъ московскаго Николаевскаго института. Скоро яви-
лись и другіе уроки. Черезъ годъ нисалъ онъ ко мнѣ въ де-
ревню: «У меня теперь 18 уроковъ въ недѣлю, и не знаю,
отъ непривычки или отъ чего-нибудь другаго, но я устаю
страшно. Лучшее время тратишь на эти обязательны® заня-
тія и приходишь домой съ усталою головой, часто совер-
шенно неспособный для своихъ занятій. Притомъ еще обстоя-
тельство, которое мнѣ ужасно досадно. Вездѣ древняя исто-
рія. Наконецъ это несносно: на Солянкѣ и въ Воснитатель-
номъ домѣ, на Тверскомъ бульварѣ и у Арбатскихъ воротъ
повторять одно и то же. Еще счастье, что въ нѣкоторыхъ
мѣстахъ можно уклониться отъ общей схемы и дать себѣ
волю поговорить, не стѣсняясь узенькими рамками преподава-
нія . Такіе случаи впрочемъ рѣдки. Я стараюсь помогать
чѣмъ-нибудь этому несносному положенію. Напримѣръ, я
иринялъ за правило иередъ каждымъ урокомъ въ институтѣ
нзъ римской исторіи прочитывать соотвѣтствующія главы изъ
Тита Ливія и т. п.». Такъ серіозно смотрѣлъ онъ на свое
дѣло. Онъ не говорить въ этомъ нисьмѣ, но я навѣрное
знаю, что всѣ лучшіе учебники были имъ перечитаны; далѣе