Page 315 - 000199_000009_003613470
P. 315

С.  В.  ЕШЕВСКІЙ.                 303

    интересовался очень  многимъ:  что бы любопытнаго ни    попа-
    лось ему  на пути,  онъ непремѣнно    остановится   и  начнетъ
    добиваться  смысла;  но  онъ умѣлъ   ограничивать свои увле-
    ченія. Вѣроятно,   въ  то время уже  сложился   у  него  планъ
    вести преподаваніе исторіи   постеленными спеціальнымп кур-
    сами,  ибо  и  тогда уже  онъ  не разъ говаривалъ,  что  тѣмъ
    или другимъ займется послѣ.    и  удивлялъ  тѣхъ  изъ нащихъ
    товарищей, которые интересовались преимущественно ближай-
    шими  къ  намъ эпохами,   своимъ упорнымъ пребываніемъ     въ
    среднихъ вѣкахъ. Если бы     онъ  зналъ по гречески, онъ, мо-
    жетъ быть,  началъ бы   съ греческой исторіи;  но при знаніи
    только  латинскаго языка  онъ  не  могъ  и  идти иначе. Конеч-
    но,  много  значитъ также  и вліяніе Кудрявцева.
        Въ  1850  г. Ешевскій  кончилъ курсъ   и  осенью  того  же
    года получилъ   мѣсто  преподавателя исторіи    въ  младшихъ
    классахъ московскаго Николаевскаго института. Скоро      яви-

    лись  и другіе уроки. Черезъ годъ  нисалъ онъ   ко мнѣ въ де-
    ревню:  «У  меня теперь 18 уроковъ    въ недѣлю,  и  не знаю,
    отъ  непривычки   или  отъ чего-нибудь другаго,  но  я устаю
    страшно. Лучшее время тратишь     на  эти обязательны® заня-
    тія  и приходишь домой    съ усталою головой,    часто  совер-
    шенно неспособный для своихъ занятій. Притомъ еще обстоя-
    тельство, которое мнѣ ужасно досадно. Вездѣ древняя исто-
    рія. Наконецъ это   несносно: на Солянкѣ   и  въ Воснитатель-
    номъ домѣ,  на Тверскомъ бульварѣ     и у Арбатскихъ воротъ
    повторять  одно  и  то  же. Еще счастье,  что  въ нѣкоторыхъ
    мѣстахъ  можно уклониться    отъ общей   схемы   и  дать  себѣ
    волю поговорить,  не стѣсняясь узенькими рамками преподава-
    нія  .  Такіе  случаи впрочемъ рѣдки.  Я  стараюсь   помогать
    чѣмъ-нибудь   этому  несносному положенію.     Напримѣръ,   я
    иринялъ  за правило иередъ каждымъ урокомъ      въ институтѣ
    нзъ римской исторіи прочитывать соотвѣтствующія     главы изъ
    Тита Ливія   и  т.  п.».  Такъ серіозно смотрѣлъ  онъ  на  свое
    дѣло.  Онъ  не говорить  въ  этомъ нисьмѣ,   но  я  навѣрное
    знаю,  что всѣ лучшіе учебники были имъ перечитаны; далѣе
   310   311   312   313   314   315   316   317   318   319   320