Page 170 - 000199_000009_003613470
P. 170

158                   В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.

    разѵраниченія   правъ  и  обязанностей разныхъ правителей,
    Татищевъ требуетъ     также  точнаго опредѣіенія    отношенія
   .сословій:  «сія разность чиновъ временная, — говорить онъ,  — но
    другая  есть пребывающая   и наслѣдственная,  яко шляхетство,
    гражданство   и  подлость,  а  пегдѣ  четвертое  счисляютъ  —
    духовенство.  У  насъ  въ уложеніи  неколико шляхетство   отъ
    прочихъ отменено, токмо безъ основанія, недостаточно и не-
    ясно.  Для  того у  нась  всякъ,  кто  только  похочетъ,  честь
    шляхетскую похищаетъ».     Таковъ   этотъ  конспекта государ-
    ственнаго права,   показываюпцй,   что Татищевъ    вникалъ  въ
    теорію  этой науки п  былъ знакомъ съ европейскими трудами.
    Его  взглядъ  па сословія  объясняется   господствовавшимъ и
    на практикѣ   и  въ теоріи раздѣлеиіемъ общества на сословія
    и  нисколько  не долженъ   удивлять  насъ,  тѣмъ   болѣе,  что
    внимательное изслѣдованіе    русскаго Х\1ІІ   в.  показываетъ,
    что  именно  въ  это время  п  правительственными мѣрамп     и
    стремленіями   интелигенціи  создается у  насъ сословное раз-
    личіе,  которое  въ древней Руси было   не  сознаваемо ясно  и
    существовало   только  въ видѣ  раздѣленія  на людей   служи-
    лыхъ   и тяглыхъ,  т.  е.  основанное  на  томъ,  какъ  и  чѣмъ
     человѣкъ служить государству,   п принаровлениое къ потреб-
     ностямъ государства.   Знакомство  съ  бытомъ Европы,    гдѣ
     сословныя различенія крѣпко   вросли  въ почву,  не могло  не
     отразиться  у  насъ  въ стремленіяхъ  дворянства (принимав-
     шаго въ ХѴІГІ  в. многознаменательное названіе шляхетства);
     «собираніе разсѣянныхъ   храминъ»   касалось не только город-
     скаго общества;  но  и  шляхетство образуется изъ   «разныхъ
     чиновъ  и службъ служилыхъ людей»     и стремится достигнуть
     до  сословнаго сознанія.  Въ  депутатских^,  наказахъ и пре-
     ніяхъ  знаменитой екатерининской коммисіи    ясно  видно  это
     стремленіе,  на встрѣчу  которому идутъ  попытки   правитель-
     ства  организовать  «средняго   рода  людей»,  т.  е.  создать
     tiers-etat; духовенство-же,  въ  силу  другихъ  обстоятельствъ.
     организуется въ замкнутое сословіе.   Съ  этой  точки зрѣнія
     замѣтка Татищева становится намъ понятной. Вообще-же во
   165   166   167   168   169   170   171   172   173   174   175