Page 167 - 000199_000009_003613470
P. 167
В. Н. ТАТИЩЕВЪ. 155
своею образованностію и дружбою сь кн, Кантеміромъ). По-
водъ, по которому оно написано, не ясенъ; но видно, что
дѣло идетъ о проэктѣ государственныхъ и губернскихъ учреж-
деній. Татищевъ находить, что проэктъ грѣшитъ противъ
основъ политической науки (мудрости) и географіи, и рѣ-
шается въ общихъ чертахъ напомнить главныя — по его мнѣ-
нію — требовапія этихъ наукъ. Въ началѣ онъ спѣшитъ ого-
вориться, что не дерзаетъ считать себя умнѣе ни сената,
который составилъ проэктъ, ни того лица, къ которому пи-
шетъ; рѣшается-же писать, потому что хотя прежнее роспи-
саніе губерній и составлено сенатомъ, однако заключаешь въ
себѣ многія ошибки, причины которыхъ Татищевъ впдитъ въ
маломъ знаніи Россіи и недосугѣ собрать подробныя свѣдѣ-
нія, властолюбіи и любоиманіи сильныхъ, своекорыстіи се-
кретарей. Что-же касается до лица, то Татищевъ припоми-
наетъ слова Соломона: «Даждь премудрому причину и пре-
мудрѣе будетъ, скажи мудрому и той пріявъ умножить», и
на этомъ основаніи рѣшается говорить.
Возведя начала общества и власти въ немъ къ союзу
семейному; супруговъ, родителей и дѣтей, господъ и слугъ,
и намекнувъ на переходъ семейнаго союза въ гражданскій
и государственный, причемъ перечисляетъ формы правленія,
Татищевъ останавливается на дѣйствіяхъ власти государ-
ственной относительно вѣры, просвѣщенія, суда, народнаго
богатства. Но вопросу о вѣрѣ авторъ высказываетъ такія
положенія: «всякая область пріятое содержитъ и хранить и
оное почитаетъ за главное. А для пользы государства бяа-
горазсуднѣйіпія правительства терпятъ всѣ законы». Такъ
дѣлается и въ Россіи, «токмо единъ законъ еврейскій у насъ
отъ 1124 г. сеймомъ князей изверженъ и жестоко запре-
щенъ. Какъ оныхъ къ правовѣрію хрисхіанскому принуж-
дать за неполезно и паче вредно признано, такъ всѣмъ ино-
вѣрцамъ народно учить и отъ православія отвращать жестоко
запрещено; равно безбожное и аѳеистовъ ученіе и разсужде-
нія никакая власть и правительство, яко весьма вреднаго,