Page 167 - 000199_000009_003613470
P. 167

В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.                  155

   своею образованностію    и дружбою   сь  кн, Кантеміромъ).  По-
   водъ,  по которому  оно написано,   не ясенъ;   но  видно,  что
   дѣло  идетъ о проэктѣ государственныхъ и губернскихъ учреж-
   деній. Татищевъ находить,     что  проэктъ грѣшитъ     противъ
   основъ политической науки (мудрости)      и  географіи,  и  рѣ-
   шается   въ общихъ чертахъ напомнить главныя     — по  его мнѣ-
   нію  — требовапія  этихъ наукъ. Въ началѣ   онъ спѣшитъ    ого-
   вориться,  что   не  дерзаетъ  считать себя умнѣе   ни сената,
   который   составилъ проэктъ,  ни  того лица,  къ которому   пи-
   шетъ; рѣшается-же писать, потому что      хотя прежнее роспи-
    саніе губерній  и составлено сенатомъ, однако   заключаешь  въ
    себѣ  многія ошибки,  причины которыхъ Татищевъ впдитъ въ
   маломъ знаніи Россіи    и недосугѣ собрать подробныя свѣдѣ-
   нія,  властолюбіи  и  любоиманіи  сильныхъ,   своекорыстіи  се-
    кретарей. Что-же   касается до лица,  то Татищевъ припоми-
   наетъ слова Соломона: «Даждь премудрому причину         и пре-
   мудрѣе будетъ,   скажи мудрому   и  той пріявъ   умножить»,   и

    на  этомъ основаніи рѣшается говорить.
       Возведя  начала общества    и  власти  въ  немъ  къ  союзу
    семейному; супруговъ, родителей    и дѣтей,  господъ  и слугъ,
   и намекнувъ    на переходъ семейнаго союза     въ гражданскій
   и государственный, причемъ перечисляетъ формы правленія,
    Татищевъ   останавливается   на  дѣйствіяхъ   власти  государ-
   ственной относительно вѣры, просвѣщенія,       суда, народнаго
    богатства.  Но  вопросу   о вѣрѣ  авторъ  высказываетъ   такія
   положенія:   «всякая область пріятое  содержитъ   и хранить   и
   оное  почитаетъ за   главное.  А  для  пользы государства бяа-
   горазсуднѣйіпія   правительства  терпятъ всѣ   законы».   Такъ
   дѣлается  и  въ Россіи,  «токмо единъ законъ еврейскій  у насъ
   отъ 1124   г.  сеймомъ  князей изверженъ    и  жестоко  запре-
   щенъ.   Какъ  оныхъ   къ  правовѣрію   хрисхіанскому  принуж-
   дать  за  неполезно и  паче вредно признано, такъ всѣмъ ино-
   вѣрцамъ народно учить    и отъ православія отвращать   жестоко
   запрещено; равно безбожное     и  аѳеистовъ ученіе  и разсужде-
   нія  никакая  власть  и  правительство,  яко  весьма вреднаго,
   162   163   164   165   166   167   168   169   170   171   172