Page 417 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 417

— 413 —
   лавъ ó÷èòåëüíèö? вызывающій знакъ рукою, притворила
   дверь. Учительница быстро подошла и спросила: «Что
   вамъ нужно?»—«Простите, матушка,—говорилъ почтительно
   сиплый голосъ,—нездоровъ я сегодня, хмеленъ; только вы
   меня, Бога ради, не вычеркивайте: будь я проклятъ—приду
   въ будущее воскресенье!» Онъ тихонько притворилъ дверь
   и скрылся. Урокъ кончался. Ìí? çàõîò?ëîñü еще разъ
   взглянуть, что ä?ëàåòñÿ у учителя, и я вошла въ его
   классъ. Онъ предлагалъ своимъ ученикамъ оставаться для
   занятій на 4 часъ. Оказалось, что желаютъ остаться не
   только отстающіе, а и весь классъ, за исключеніемъ одного,
   который, вытянувшисі во весь свой огромный ростъ, ска­
   залъ почтительно, какъ маленькій ребенокъ: «Позвольте
   ìí? домой уйти: я въ 4 часа гостей къ ñåá? позвалъ!»—
   «Ступайте,—сказалъ весело учитель,—мы будемъ повторять
   только старое».
      Беру еще одну выдержку изъ своего дневника уже за
   1889 г., когда я вторично ïîñ?òèëà воскресную школу Н. А.
   Варгунина.
      «За длиннымъ столомъ, окаймленнымъ скамьями, си­
   ä?ëî 18 взрослыхъ учениковъ, возрастомъ отъ 20 до 40 ë?òú.
   Çä?ñü были и безбородые еще парни, и мужчины съ боро­
   дами и даже съ ïðîñ?äûî, и щегольскія синія поддевки, и
   высокіе сапоги, и потертые пиджаки, и пальто. Однообразіе
   çàì?÷àëîñü только въ ïîâîðîò? головы и въ пристально
   сосредоточенномъ âçãëÿä?, обращенномъ къ ó÷èòåëüíèö?.
   Передъ классомъ стояла женщина ë?òú подъ 30, брюнетка,
   съ выразительнымъ, умнымъ лицомъ. На ñòîë? были раз­
   ложены какіе­то камешки, куски гранита и угля. Она дер­
   жала въ рукахъ одинъ изъ этихъ кусковъ и объясняла
   классу его происхожденіе и значеніе. Если хотите, ея ожи­
   вленный и вдохновенный урокъ носилъ характеръ лекціи,
   но это не былъ лекторъ­педантъ, недоступный своей ауди­
   торіи; слушатели безпрестанно останавливали ее ä?ëîâûìè
   вопросами и разъясненіями, да и сама учительница, чуткая
   къ педагогическимъ диссонансамъ, тотчасъ останавливала
   себя и придавала áîë?å популярную форму тому, что про­
   адучало ей непонятнымъ въ ея собственной литературнои
   412   413   414   415   416   417   418   419   420   421   422