Page 412 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 412

— 408 —
   гуманность были отличителышми чертами этой глубоко
    благородной натуры. И ä?éñòâèòåëüíî, онъ привелъ въ
   исполненіе свое íàì?ðåí³å побывать въ Õàðüêîâ?. Безъ
   красивыхъ фразъ, безъ апломба столичнаго ä?ÿòåëÿ, онъ
   серьезно и внимательно изучилъ ìàë?éø³ÿ детали интере­
   совавшаго его ä?ëà. Онъ не только присутствовалъ на уро­
   кахъ, не только ïîñ?ùàëú наши педагогическія собранія,
   но каждая отчетная тетрадка, каждый статистическій бланкъ
   привлекали его вниманіе. Собственно говоря, Харьковъ не
   могъ дать ему ничего новаго,—это былъ ÷åëîâ?êú âïîëí?
   сложившійся, съ установившимися óá?æäåí³ÿìè, съ педа­
   гогическимъ опытомъ, со ñâ?òëûìè планами, постоянно
   ñîçð?âàâøèìè въ его ñâ?òëîé ãîëîâ?, но его ïîñ?ùåí³å
   провинціальнаго города Харькова какъ­то ñîãð?ëî âñ?õú
   насъ и ободрило.
      По ïð³?çä? въ Петербургъ онъ открылъ тамъ воскрес­
   ную школу на Шлиссельбургскомъ òðàêò?. Впрочемъ, го­
   воря «школу», я выражаюсь неправильно: Николай Але­
   ксандровичъ организовалъ у себя ö?ëûé рядъ воскресныхъ
   школъ, мужскихъ и я^енскихъ, для подростковъ и взро­
   слыхъ, съ ö?ëûìú сонмомъ учителей и учительницъ. По­
   лучивъ самъ университетское образованіе, Н. А. свято
   чтилъ науку и придавалъ огромное значеніе образованно­
   сти. Вотъ почему, всматриваясь въ составъ преподавателей
   âñ?õú воскресныхъ школъ въ Россіи, мы видимъ только
   въ воскресныхъ школахъ Фарфоровскаго попечительства
   людей исключительно съ высшимъ образованіемъ. А какъ
   подобные люди нужны народу, какъ сознательно идутъ
   они слуяшть ему, какъ óì?ëî и толково îòâ?÷àþòú на его
   духовные запросы!.. Н. А.' какъ нельзя лучше сознавалъ
   это и глубоко ö?íèëú своихъ друзей—товарищей по ä?ëó.
   Вся душа его была отдана этому ä?ëó, но, входя въ школу,
   вы не âèä?ëè ни иниціатора, ни распорядителя: какой­то
   симпатичный ÷åëîâ?êú, съ умными и добрыми глазами и
   широкой добродушной улыбкой, суетился и á?ãàëú по
   øêîë? съ дневниками, бумагами, отчетами. Онъ силился,
   такъ сказать, обнять весь строй школьной я^изни и вдох­
   нуть въ него душу яшву.
   407   408   409   410   411   412   413   414   415   416   417