Page 415 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 415
— 411 —
пойдешь школу срамить!» — «А почему í?òú òàêîãî-òî?»
спросилъ учитель, называя ученика по фамиліи и, видимо,
довольный, что у него не достаетъ сегодня всего 2—з уче
никовъ. «Въ рекруты взяли, гуляетъ», отозвался ктото
печально.
«Учитель подошелъ къ классной äîñê? и начертилъ
букву. «Что это такое?> — «М», пробасила аудиторія. Онъ
написалъ другую. «А это?»—«à».—«Âì?ñò??»--<Ìà». Учитель
поставилъ черточку. «Это?» — «ша». — «Это?»—«а». — «Âì?-
ñò??»—«ша».—«Прочитайте все слово».— «Маша», читали
ðàçä?ëüíî, но сознательно ученики. «Теперь напишемъ
другое слово».—«Напишемъ», отозвался ктото, весь погру
женный, очевидно, въ работу. «Это?»—«ш».—«Это?»—«и».—
«Âì?ñò??»—«ши».— «Это?» — «л».—«Это?>—«а».—«Âì?ñò??»—
«ла».—«Прочитаемте все âì?ñò?».—«Маша шила».—«Что
вышло?»—«Маша шила», произносятъ ученики âïîëí? со
знательно и довольные результатами работы. To же было
написано у нихъ и въ тетрадяхъ. Учитель придерживается
«Новой азбуки» Толстого и, очевидно, ñë?äóåòú буквосла
гательному способу. На каллиграфію онъ не обращаетъ
вниманія, и потому ученики пишутъ некрасиво. Но кто
былъ у него въ êëàññ?, кто âèä?ëú оживленіе, которое не
покидаетъ его ни на минуту, кто ñë?äèëú, какъ óì?åòú
онъ ободрить, обласкать взрослаго ÷åëîâ?êà, тотъ проститъ
ему это отсутствіе новшествъ, ò?ìú áîë?å, что его много
числепная аудиторія на пятое воскресенье âïîëí? созна
тельно читаетъ и пишетъ фразы въ два и три слова, со
ставленныя, ðàçóì?åòñÿ, изъ знакомыхъ ей буквъ. Что же
ä?ëàåòú этотъ учитель съ пропустившими или отставшими
учениками, чтобы они не тормозили класса? 0, на это у
него много средствъ: вопервыхъ, каждое воскресенье одинъ
часъ онъ посвяіцаетъ исключительно повторенію пройден
наго; вовторыхъ, предлагаетъ áîë?å слабымъ ученикамъ
оставаться ïîñë? четырехъ часовъ и, наконецъ, ñîâ?òóåòú
çàá?ãàòü къ комулибо изъ преподаюпщхъ на часокъ, дру
гой вечеркомъ впродолженіе íåä?ëè. И вотъ, такъ или
иначе, вы видите передъ собою совершенно ровный классъ.
«Слушайте, ребята,—говоритъ учитель на второмъ ÷àñ?,