Page 415 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 415

— 411 —
   пойдешь школу срамить!» — «А почему í?òú òàêîãî-òî?»
   спросилъ учитель, называя ученика по фамиліи и, видимо,
   довольный, что у него не достаетъ сегодня всего 2—з уче­
   никовъ. «Въ рекруты взяли, гуляетъ», отозвался кто­то
   печально.
       «Учитель подошелъ къ классной äîñê? и начертилъ
   букву. «Что это такое?> — «М», пробасила аудиторія. Онъ
   написалъ другую. «А это?»—«à».—«Âì?ñò??»--<Ìà». Учитель
   поставилъ черточку. «Это?» — «ша». — «Это?»—«а». — «Âì?-
   ñò??»—«ша».—«Прочитайте все слово».— «Ма­ша», читали
   ðàçä?ëüíî, но сознательно ученики.        «Теперь напишемъ
   другое слово».—«Напишемъ», отозвался кто­то, весь погру­
   женный, очевидно, въ работу. «Это?»—«ш».—«Это?»—«и».—
   «Âì?ñò??»—«ши».— «Это?» — «л».—«Это?>—­«а».—«Âì?ñò??»—
   «ла».—«Прочитаемте все âì?ñò?».—«Ма­ша ши­ла».—«Что
   вышло?»—«Маша шила», произносятъ ученики âïîëí? со­
   знательно и довольные результатами работы. To же было
   написано у нихъ и въ тетрадяхъ. Учитель придерживается
   «Новой азбуки» Толстого и, очевидно, ñë?äóåòú буквосла­
   гательному способу. На каллиграфію онъ не обращаетъ
   вниманія, и потому ученики пишутъ некрасиво. Но кто
   былъ у него въ êëàññ?, кто âèä?ëú оживленіе, которое не
   покидаетъ его ни на минуту, кто ñë?äèëú, какъ óì?åòú
   онъ ободрить, обласкать взрослаго ÷åëîâ?êà, тотъ проститъ
   ему это отсутствіе новшествъ, ò?ìú áîë?å, что его много­
   числепная аудиторія на пятое воскресенье âïîëí? созна­
   тельно читаетъ и пишетъ фразы въ два и три слова, со­
   ставленныя, ðàçóì?åòñÿ, изъ знакомыхъ ей буквъ. Что же
   ä?ëàåòú этотъ учитель съ пропустившими или отставшими
   учениками, чтобы они не тормозили класса? 0, на это у
   него много средствъ: во­первыхъ, каждое воскресенье одинъ
   часъ онъ посвяіцаетъ исключительно повторенію пройден­
   наго; во­вторыхъ, предлагаетъ áîë?å слабымъ ученикамъ
   оставаться ïîñë? четырехъ часовъ и, наконецъ, ñîâ?òóåòú
   çàá?ãàòü къ кому­либо изъ преподаюпщхъ на часокъ, дру­
   гой вечеркомъ впродолженіе íåä?ëè. И вотъ, такъ или
   иначе, вы видите передъ собою совершенно ровный классъ.
   «Слушайте, ребята,—говоритъ учитель на второмъ ÷àñ?,
   410   411   412   413   414   415   416   417   418   419   420