Page 419 - Передуманное_и_пережитое_RemovePdfPages
P. 419

— 415 —
   îòâ?òû. «Вотъ видите, Евгенія Александровна,—отзывается
   онъ, наконецъ, въ одну изъ такихъ паузъ,—я бъ вамъ от­
   â?òèëú, а вы приказали молчать, вотъ я и молчу». Его
   впалые глаза опять загораются лихорадочнымъ блескомъ,
   и, глядя на это умное сморщенное лицо, подернутое сар­
   кастической улыбкой, ûí? кажется, что передо мной ге­
   ніальный ÷åëîâ?êú, и я безконечно понимаю учительницу,
   допустившую его на этотъ урокъ. Въ эту минуту Береж­
   ковъ судорожно схватывается за грудь, и приступъ кашля,
   çëîâ?ùàãî, чахоточнаго кашля, потрясаетъ всю его худую,
   сгорбленную фигуру. «He дать ли ваыъ воды, Береяжовъ?»
   говоритъ ему участливо учительница, и, глядя на нее, ìí?
   невольно вспоминается война и сестры милосердія. «А
   жизнь—не та же ли война?—скорбно думается ìí?.—He та
   же ли это борьба съ нищетой, порокомъ и страданіемъ и'
   не нужны ли въ ней также сестры милосердія?..»
      «Измученный до ïîñë?äíåé крайности нриступомъ кашля,
   Бережковъ припадаетъ головой къ столу, и трудно ð?øèòü,
   спитъ онъ или í?òú, между ò?ìú, какъ сестра милосердія,
   â?ðíàÿ своему призванію, продолжаетъ вести урокъ и го­
   воритъ о çîëîò?. «Золото, золото...—бормочетъ невнятно
   Бережковъ.—Много горя на ñâ?ò? отъ этого золота.. добы­
   ваютъ его съ горемъ въ çåìë?, добываютъ его съ горемъ
   на çåìë?; должно­быть, самъ дьяволъ придумалъ его...>
   И онъ опять безсильно опускаетъ голову и какъ будто
   спитъ. «Не сёребро, а серебрб», поправляетъ онъ опять
   кого­то. Между ò?ìú учительница, предпославъ чтенію
   свою прекрасную áåñ?äó, раздаетъ ученикамъ книгу Бара­
   нова и указываетъ страницу, на которой написано: «Кре­
   мень и другіе камни». «Глина». «Почва». «Соль». «Ме­
   таллы». Ученики начинаютъ читать медленно­премедленно,
   сбиваясь и коверкая слова. «Неужели это малограмотные
   люди?—съ удивленіемъ думается ìí?.—Неужели и Береж­
   ковъ, произнесшій чуть не лекцію о доменныхъ печахъ,
   тоже малограмотенъ? Откуда же эти блестящіе îòâ?òû, до­
   казываіоіціэ умъ и развитіе, эта наблюдательность къ явле­
   ніямъ природы и всему, насъ окружаюшему, это уваженіе
   къ íàóê? и словамъ наставницы? Неулюли все это почерп­
   414   415   416   417   418   419   420   421   422   423   424