Page 59 - Полгода_из_жизни_воскресной_школы_RemovePdfPages
P. 59

57575757


        Ìí? предложили въ вей, ыежду прочимъ, записать свои впеча­
     òë?í³ÿ въ «Книгу çàì?÷àí³é», что я и исполнила съ величайшимъ
     удовольствіемъ. Вотъ что написала я туда:
        «15 февраля (Масляная) оказалось первымъ днемъ, когда я полу­
     чила возыожность, ве покидая своей маленькой семейаой школы и
     болыпой воскресной, предпринять далекое путешествіе въ интерееую­
     щую меня народную читальню.
        «Прежде всего меня пріятно поразила вея âí?øíÿÿ обстановка
     читальни: большія ñâ?òëûÿ комнаты, чистенькая, какъ съ иголочки,
     мебель, симметрично разставленныя книги, между которыми я съ удо­
     вольствіемъ çàì?òèëà толстыя и узнала, что каталогъ читальни,
     îáøèðí?å нашего школьнаго каталога. He понравилась ìí? ^только
     «штрафная» книга на êîíòîðê?, по существу своему носящая несо­
     îòâ?òñòâóþùåå названіе, и я назвала быее «Книгой çàì?÷àí³é». Мы
     читаемъ въ ней: «такой­то курилъ и получилъ çàì?÷àí³å», «потерялъ
     свой входной билетъ» и т. д. Ãä?-æå тутъ штрафы? Между ò?èú
     это грозное названіе производитъ непріятное âïå÷àòë?í³å въ народ­
     ной ÷èòàëüí?.
        «Çàì?òèëà я еще одинъ недоетатокъ, присущій, впрочемъ, âñ?ìú
     школамъ и âñ?ìú учебнымъ заведеніямъ; это не ì?øàåòú, однако,
     ïðåñë?äîâàòü его всюду во имя сбереженія ä?òñêàãî çð?í³ÿ, и лица,
     безкорыстно отдающія евой трудъ и время этому доброму ä?ëó, могли­
     бы, я думаю, взять на себя еще лишнюю заботу—ñë?äèòü за ò?ìú,
     чтобы, читая, ä?òè не наклонялись слишкомъ близко къ êíèã?. Ко­
     нечно, по отношенію къ взрослымъ такого рода çàì?÷àí³ÿ íåóì?ñòíû,
     но раціональная áåñ?äà съ ä?òüìè по этому поводу, выслушанная
     взрослымъ ÷åëîâ?êîìú, могла­бы и ему принести пользу въ этомъ
     направленіи. На одномъ изъ общихъ собраній сотрудшщъ читальни
     я узнала (это было въ самомъ íà÷àë? ея существованія), что въ ней
     отсутствуетъ какая­бы то ни было дисциплина: ìàëîë?òêè, по пре­
     имуществу наполняющіе ее, громко разговариваютъ, хохочутъ, çàò?-
     ваютъ игры и даже дерутся. Это отсутствіе дисциплины показалось
     ìí? оеобенно неудобньшъ при мысли о привлеченіи взрослыхъ чита­
     телей. Такого рода условія могли дискредитировать читальню въ гла­
     захъ серьезнаго простодюдина. Вотъ почему въ собраній этомъ я
     очень горячо настаивала на необходимости дисциплины. Но, доказы­
     вая это, я âì?ñò? съ ò?ìú задавалась вопросомъ, какъ именно âñòð?-
     чены будутъ эти жесткія слова молодежью, отноеящейся къ ä?ëó
     съ увлеченіемъ, которое часто не выноситъ анализа; не прозвучитъ­
     ли для иихъ слишкомъ черство несимпатичное слово «дисциплина»
     и не вызоветъ­ли протеста и порицанія? И ä?éñòâèòåëüíî, воз­
     раженія были довольно ð?çêè; очевидно, большинство было противъ
   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64