Page 116 - Полгода_из_жизни_воскресной_школы_RemovePdfPages
P. 116

114


                                                 10­го іюля 1892 г.
        Итакъ, я въ Крьшу. Въ минуты отдыха передо мною происхо­
    дятъ воспоминанія ïîñë?äíèõú дней въ Õàðüêîâ?. Какъ удивительво
    бурны и тревожны были эти дни! Когда я начинала евой дневникъ
    въ äåêàáð?, я èì?ëà ö?ëüþ дать скромный отчетъ о томъ, какъ
    именно пропдутъ эти полгода въ åò?íàõú школы для учительницы,
    íàì?òèâøåé ñåá? задачу—научить ãðàøîò? Інеграмотныхъ людей.
    Дневникъ этотъ предназначался исключительно для кружковыхъ со­
    браній учительницъ по звуковому методу. И вдругъ въ него вор­
    вался, ñîâå?æú нежданно и негаданно для меня, самый яркій эпи­
    зодъ изъ всей моей жизни—чествованіе моей 30-òè-ë?òíåé работы
    въ øêîë?. Какъ ни отклоняла я отъ себя этого праздника, какъ
    ни страшиіась излишняго шума и говора, обвиненій въ еамолюбіи,
    'чеетолюбіи и тщеславіи,—ìí? вее­таки не удалоеь устранить его и
    я очеиь хорошо âèä?ëà и çàì?÷àëà настроеніе âñ?õú моихъ школь­
    ныхъ друзей, которые безпрестанно шепталиеь о чемъ­то, выводили
    другъ друга въ другую комнату и èì?ëè какой­то нервно­возбуж­
    денный и таинственный видъ. Минутами меня даже сердило это на­
    строеніе. Âñ? мелкія школьныя ä?ëà какъ­бы отбдвинулись на вто­
    той планъ изъ­за какихъ­то интимныхъ ñîâ?ùàí³é. И помню, какъ
    одважды. когда меня попросили не входить въ общую залу, ãä? я
    íàì?ðåâàëàñü поговорить съ учительницами о предетоящемъ школь­
    ноиъ еобраиіи, я сказала съ раздраженіемъ: сизъ­за этого юбилея
    âñ? школьныя текуіція ä?ëà отодвинуты у насъ куда­то на задній
    нланъ!» Но бывали и другія минуты: я âèä?ëà встревоженныя лица;
    слышала вскользь какіе­то вопросы, вызывавшіе íåäîóì?í³å; чув­
    етвовала, что кому­то и въ чемъ­то надо номочь и, съ свойственной
    ìè? организаторской страстью, ìí? невыразимо õîò?ëîñü впутаться
    въ это ä?ëî, разеуждать, ñîâ?òîâàòü, хлопотать; но въ то­же время
    я нонимала, что это неприлично съ моей стороны, и âñ?ìè силами
    сдерживала себя въ границахъ. Бывали и такія минуты, когда ìí?
    чрезвычайно нравилось это общее нервное настроеніе. Многіе изъ
    друзей моихъ и сотоварищей по ä?äó какъ­будто переродились: изъ
    замкнутыхъ, сдержанныхъ, спокойныхъ людей они стали оживлен­
    ными, энергичными, разговорчивыми. Будничное настроеніе ñì?íè-
    лось какимъ­то праздничнымъ, жизнерадостнымъ; чувствовался не­
    обычайный подъемъ духа, какъ будто кто­то и что­то разбудило въ
    аихъ дремавшіе äîòîë? инстинкты общественныхъ ä?ÿòåëåé. Мало­
    по­малу настроеніе это сообщилось чуть í? всему городу. До меня
    начали доходить слухи о томъ, что въ Îáùåñòâ? вспоможенія учи­
    тельницъ и воепитательницъ готовится адресъ, что въ городскую
    думу внесенъ этотъ вопросъ ïðåäå?äàòåëåìú Общества грамотности.
   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121