Page 116 - Полгода_из_жизни_воскресной_школы_RemovePdfPages
P. 116
114
10го іюля 1892 г.
Итакъ, я въ Крьшу. Въ минуты отдыха передо мною происхо
дятъ воспоминанія ïîñë?äíèõú дней въ Õàðüêîâ?. Какъ удивительво
бурны и тревожны были эти дни! Когда я начинала евой дневникъ
въ äåêàáð?, я èì?ëà ö?ëüþ дать скромный отчетъ о томъ, какъ
именно пропдутъ эти полгода въ åò?íàõú школы для учительницы,
íàì?òèâøåé ñåá? задачу—научить ãðàøîò? Інеграмотныхъ людей.
Дневникъ этотъ предназначался исключительно для кружковыхъ со
браній учительницъ по звуковому методу. И вдругъ въ него вор
вался, ñîâå?æú нежданно и негаданно для меня, самый яркій эпи
зодъ изъ всей моей жизни—чествованіе моей 30-òè-ë?òíåé работы
въ øêîë?. Какъ ни отклоняла я отъ себя этого праздника, какъ
ни страшиіась излишняго шума и говора, обвиненій въ еамолюбіи,
'чеетолюбіи и тщеславіи,—ìí? веетаки не удалоеь устранить его и
я очеиь хорошо âèä?ëà и çàì?÷àëà настроеніе âñ?õú моихъ школь
ныхъ друзей, которые безпрестанно шепталиеь о чемъто, выводили
другъ друга въ другую комнату и èì?ëè какойто нервновозбуж
денный и таинственный видъ. Минутами меня даже сердило это на
строеніе. Âñ? мелкія школьныя ä?ëà какъбы отбдвинулись на вто
той планъ изъза какихъто интимныхъ ñîâ?ùàí³é. И помню, какъ
одважды. когда меня попросили не входить въ общую залу, ãä? я
íàì?ðåâàëàñü поговорить съ учительницами о предетоящемъ школь
ноиъ еобраиіи, я сказала съ раздраженіемъ: сизъза этого юбилея
âñ? школьныя текуіція ä?ëà отодвинуты у насъ кудато на задній
нланъ!» Но бывали и другія минуты: я âèä?ëà встревоженныя лица;
слышала вскользь какіето вопросы, вызывавшіе íåäîóì?í³å; чув
етвовала, что комуто и въ чемъто надо номочь и, съ свойственной
ìè? организаторской страстью, ìí? невыразимо õîò?ëîñü впутаться
въ это ä?ëî, разеуждать, ñîâ?òîâàòü, хлопотать; но въ тоже время
я нонимала, что это неприлично съ моей стороны, и âñ?ìè силами
сдерживала себя въ границахъ. Бывали и такія минуты, когда ìí?
чрезвычайно нравилось это общее нервное настроеніе. Многіе изъ
друзей моихъ и сотоварищей по ä?äó какъбудто переродились: изъ
замкнутыхъ, сдержанныхъ, спокойныхъ людей они стали оживлен
ными, энергичными, разговорчивыми. Будничное настроеніе ñì?íè-
лось какимъто праздничнымъ, жизнерадостнымъ; чувствовался не
обычайный подъемъ духа, какъ будто ктото и чтото разбудило въ
аихъ дремавшіе äîòîë? инстинкты общественныхъ ä?ÿòåëåé. Мало
помалу настроеніе это сообщилось чуть í? всему городу. До меня
начали доходить слухи о томъ, что въ Îáùåñòâ? вспоможенія учи
тельницъ и воепитательницъ готовится адресъ, что въ городскую
думу внесенъ этотъ вопросъ ïðåäå?äàòåëåìú Общества грамотности.