Page 104 - Полгода_из_жизни_воскресной_школы_RemovePdfPages
P. 104
102
этого "ГребуіотсЯ ð?÷é, воззванія, авторитетный тонъ, а ничего этого
у меня ï?òú. Правда, я искренно люблю эту милую окружающую леня
женскую молодежь, искренно уважаю ее за ея честныя стремленія
къ общественной ðàáîò?. Но и только. Ò?ìú не ìåí?å, въ жизни
моей íåð?äêî проявляются факты, говорящіе объ этомъ нравствен
номъ âîçä?éñòâ³è, котораго я не признаю въ ñåá?.
Надняхъ я получила письмо отъ брата А. Д. Г., народнаго учп
теля, который пишетъ ûí? ñë?äóþ³äåå:
«Вчера получилъ письмо отъ сестры, ãä? она въ чаду упоенія
разсказываетъ о томъ, какъ ей счастливо удалоеь занишаться сашоіі,
когда вы ?çäèëè въ Петербургь. Вы ее ñîâñ?ìú тамъ наэдектри
зовали. Это хорошо, что она узнаетъ значеніе народнаго ïðîñâ?ùå-
нія и за это вамъ благодарность» .
Я соетою съ Б. Д. Г. въ самой ä?ÿòåëüíîé ïåðåïèñê?. Письмо
его и на этотъ разъ полно интересныхъ вопросовъ, но всетаки для
меня дороже всего эти í?ñêîëüêî строкъ.
По позвращеніи изъ Петербурга, я нашла въ школьной òåòðàäê?.
А. Д. Г. ñë?äóþùóþ заппску, обращенную ко ìí?:
«Въ ïîñë?äíåå воскресенье, â?ðîÿòíî, въ виду прибдижающихся
праздниковъ и усиленной работы, ученицъ было такъ мало, что я
не ð?øèëàñü показать имъ два новыхъ звука, какъ это ä?ëàåòå
обыкновенно вы, а показала всего одинъ ф. Поступила я такъ въ
виду того еще, что въ этотъ разъ собрались ñèëüí?éø³ÿ изъ уче
ницъ, а ñëàá?éø³ÿ, которымъ затруднительно былобы потомъ до
гнать класеъ, отсутствовали.
Буква ф, неожиданно для меня еамой, представила трудности для
ученицъ: îí? никакъ не могли выговорить ее правильно и çàì?íÿëè
звукомъ ж; такъ, напр., âì?ñòî слова «кофта», читали «кохта»; въ
другихъже случаяхъ никакъ не могли îòä?ëèòü звука ф отъ х и
произносили «штохфъ» âì?ñòî «штофъ».
Пробившись надъ этимъ обстоятельствомъ довольно продолжи
тельное время, я ïîæàë?ëà, что показала имъ безъ васъ эту труд
вую для нихъ букву: вы íàâ?ðíîå ñúóì?ëè-áû лучше объяснить имъ
различіе».
Записку эту я нашла въ ïîñä?äóþùåå воскресенье ïîñë? перваго
часа занятій и до нея еще, начавши урокъ, по обыкновенію, съ по
вторенія пройденнаго, çàì?òèëà то, о чемъ писала ìí? А. Д. Въ
виду этого я дала ученицамъ множество ïðèì?ðîâú словъ, въ кото
рыхъ входили оба эти звука въ íà÷àë?, ñðåäèí?, êîíö? и заставила
подыскивать подобныяже слова самоетоятельно, требуя îïðåä?ëÿòü,
слышитсяли въ данномъ ñëó÷à? ф или х. Но, упражняясьвъ этомъ,