Page 367 - 000199_000009_003613470
P. 367
А. Ѳ. ГИЛЬФЕГДИИГЪ. 355
«Русской Бесѣдѣ» 1857 года) и «Исторія балтійсішхъ сла-
вянъ» (въ «Москііитанинѣ» 1854 года и въ «Архивѣ Кала-
чова 1861 года). Оба, къ сожалѣнію, остались неокончен-
ными (внрочемъ, въ бумагахъ найдено продолженіе исторіи
балтійсішхъ славянъ до смерти императора Генриха Ш-го).
Сочиненія эти, мало извѣстныя у насъ въ началѣ, обратили
на себя вниманіе въ славянскихъ земляхъ («Исторія сербовъ»
переведена на нѣмецкій языкъ). Въ нашей тогдашней исторіо-
графіи они были положительною новостью: исторіей славянъ
занимались, большей частью, люди съ нреобладаніемъ фан-
тазіи (Венелинъ, Савельевъ), профессора же славянскихъ на-
рѣчій отдавались почти исключительно филологіи и отчасти
археологіи; суіцествовалъ только переводъ великаго творенія
Шафарика, но онъ былъ положительно недоступенъ боль-
шинству читающихъ. Такимъ образомъ, для многихъ изъ тѣхъ
кто случайно прочелъ эти сочинеиія, они были бы решитель-
ною новостью; но тогда ихъ читали весьма немногіе. Бспо-
мнимъ, что это было время господства въ образованномъ
обществѣ крайняго западничества. Сочиненія эти, въ кото-
рыхъ порою ироглядываетъ юношеская неумѣлость (слѣды ея,
внрочемъ, сглажены въ новомъ издаиіи: уничтожены формы
писемъ, уничтожены нѣкоторыя обращенія), явленіе въ выс-
шей степени замѣчательное. Это исторія нетолько событій и
даже смѣны учрежденій и бытовыхъ особенностей; нѣтъ,
это исторія понятій и воззрѣній: передъ нами сплочивается
изъ различныхъ стихій царство болгарское и рядомъ съ нимъ
образуется сербское. Болгарское нриннмаетъ христіанство —
здѣсь мы видимъ значеніе христіанской проповѣди; блиста-
тельный вѣкъ Симеона, его отношенія къ Византіи, при-
чины паденія его разностихійнаго царства, причины неу-
дачи попытки Самуила и характеристическія преступленья
въ его родѣ. Картина выходитъ замѣчательно полная и
округленная безъ всякаго желаиія блистать внѣшнею кар-
тинностыо разсказа и бить на эфектъ; отсутствіе эфекта при
замѣчательной стройности изложенія — болѣе всего норажаетъ
23*