Page 365 - 000199_000009_003613470
P. 365

А.  Ѳ.  ГИЛЬФЕРДИНГЪ.               353

     тельно  и  ихъ-то старается выставить  на первый планъ. При-
     помнимъ подробный анализъ учрежденій общественныхъ и се-
     меинаго быта у   славянъ  балтііскихъ  подъ  вліяніемъ  боль-
     іпаго  или  меньшаго нскаженія,  приносимаго нѣмцами; при-
     помнимъ краткій,   но блистательный очеркъ исторіи     Чехіи,
     доказывающій  то  же  самое. Крайнимъ выраженіемъ     той  же
     самой мысли служить характеристика главнѣйшихъ       племенъ
     арійскихъ  въ  « Древнѣйшей исторіи славянъ», гдѣ, какъ вамъ
     извѣстно,  три пары народовъ, чередовавшихся    въ  челѣ  на-
     родовъ арійскихъ, индусы   и персы, греки   и  римляне,  гер-
     манцы и   славяне раздѣлены  на двѣ группы:   въ одной  отли-
     чительное  свойство  — индивидуализмъ    съ  его блестящимъ
     умственнымъ и художественнымъ развитіемъ;   въ другой — общ-
     ность  съ пеизбѣжно-соединенною   съ  нею   способностью  къ
     политической оргаиизаціи.  Эта характеристика, возбудившая
     противъ себя толки,  быть можетъ, потребуетъ значительныхъ
     смягченій,  ограниченій,  но, тѣмъ  не менѣе,  она  не только
     блистательпо-остроумиа, но и въ высшей степени важна, какъ
    указаніе  на то,  чего  долженъ преимущественно добиваться
    историкъ въ изученіи   жизни народовъ, въ чемъ   онъ долженъ
                                                         ■
    полагать  свою главную задачу. Дѣйствительно,    съ теченіемъ
    времени все измѣняется:   и обычаи,  и нравы,   и  экономиче-
    скія отношенія,  а  всетаки остается что-то такое,  что состав-
    ляете сущность народной     жизни,  и  это  что-то  есть понятіе
    выражающееся,    такъ  или иначе, среди всѣхъ измѣненій   су-
    дебъ народа. Ясно,   что,  поставивъ  себѣ  подобную  задачу,
    Гильфердингъ   не могъ довольствоваться   частными историче-
    скиии изслѣдованіями,  медленно подготовляющими матерьялы
    для будущаго зданія   и  долго  и  съ сомнѣніемъ  осматриваю-
    щими каждый камень,     годенъ-ли  онъ  для  нреднолагаемаго
    зданія;  не  могъ онъ также довольствоваться изложеніемъ того,
    что уже принято въ наукѣ, имѣющемъ       въ виду  подготовить
    новыхъ тружениковъ на    этомъ полѣ, указать имъ,    что сдѣ-
    лапо  и  чего еще  не сдѣлано.  Поставивъ цѣлыо исторіи   во-
    обще,  а слѣдовательно и  своихъ собственных!, историческихъ
                                                          23
   360   361   362   363   364   365   366   367   368   369   370