Page 364 - 000199_000009_003613470
P. 364

352                  А.  Ѳ.  ГИ.ІЬФЕРДИНГЪ.

    дѣлами русскаго государства, ни даже этнографическими гра-
    нями русскаго племени:    оно простираюсь    на весь  славян-
    скій міръ,  который  являлся  ему  однимъ цѣлымъ,   несмотря
    на разнообразіе судебъ народовъ,   его составляющихъ. Един-
    ство  славянскаго міра  не  являлось  ему механическимъедин-
    ствомъ:  все механическое, внѣшнее находило    въ  немъ стро-
    гое осужденіе;  такъ,  въ «Исторіи сербовъ и болгаръ>  мы на-
    ходимъ краснорѣчивое    осужденіе  единства  симеонова цар-
    ства,  какъ единства внѣшняго, насильственнаго, завоеватель-
    наго. Въ этой внѣшности    онъ видѣлъ главную причину     па-
    денія  симеоновой державы, несмотря на    ея блескъ.
        Единство   это  являлось Гильфердингу   кореннымъ   един-
    ством'!. взглядовъ,  понятій. «Народный характеръ — читаемъ
    мы  въ одной  изъ  заиисныхъ его  книжекъ  — составляютъ   не
    какія бы  то  ни было   нравствеиныя   качества,  а понятія,
    на которыхъ   онъ  основываетъ свой общественный и частный
    бытъ. Измѣняемость    нравственныхъ   качествъ (вліяніе  про-
    свѣщенія  и нроч.); неизмѣнность   этихъ понятій.  Эти  поня-
    тія  — плодъ первоначальной жизни народа (сравнить съ обра-
     зованіемъ человѣческаго характера)». Далѣе, опровергая мнѣ-
     ніе  одного нѣмца,  основы вавшаго родство народовъ на сход-
     ствѣ нравственныхъ качествъ,  онъ говоритъ: «Это   то  же са-
     мое,  что еслибъ я,  для  доказательства моего родства  съ та-
     кимъ-то (котораго наслѣдство,   положимъ,  хотѣлъ бы   полу-
     чить), сказалъ,  что  онъ былъ такой же,  какъ  я,  неуживчи-
     вый человѣкъ,  такъ  же предпочиталъ охоту   и разбой   мир-
     ному  промыслу,   такъ  же  былъ храбръ,    такой  же   былъ
     пьяница,  такъ  же  женился   изъ-за  денегь,  любилъ   пѣс-
     ни  и  одѣвался  одинаково.  Родство   народа  съ народомъ,
     какъ  и  человѣка   съ  человѣкомъ ,  доказывается   совсѣмъ
     иначе».  Проникнутый   этими мыслями,    онъ   не оберегаетъ
     древнихъ  славянъ  отъ обвиненій, напримѣръ,  въ пиратствѣ, и
     тѣмъ избавляется отъ свойственной многимъ историкамъ сла-
     бости находить у  одного  народа всѣ добродѣтели,   а у дру-
     гаго— всѣ  пороки;  за  то  за понятіями  онъ слѣдитъ  внима-
   359   360   361   362   363   364   365   366   367   368   369