Page 364 - 000199_000009_003613470
P. 364
352 А. Ѳ. ГИ.ІЬФЕРДИНГЪ.
дѣлами русскаго государства, ни даже этнографическими гра-
нями русскаго племени: оно простираюсь на весь славян-
скій міръ, который являлся ему однимъ цѣлымъ, несмотря
на разнообразіе судебъ народовъ, его составляющихъ. Един-
ство славянскаго міра не являлось ему механическимъедин-
ствомъ: все механическое, внѣшнее находило въ немъ стро-
гое осужденіе; такъ, въ «Исторіи сербовъ и болгаръ> мы на-
ходимъ краснорѣчивое осужденіе единства симеонова цар-
ства, какъ единства внѣшняго, насильственнаго, завоеватель-
наго. Въ этой внѣшности онъ видѣлъ главную причину па-
денія симеоновой державы, несмотря на ея блескъ.
Единство это являлось Гильфердингу кореннымъ един-
ством'!. взглядовъ, понятій. «Народный характеръ — читаемъ
мы въ одной изъ заиисныхъ его книжекъ — составляютъ не
какія бы то ни было нравствеиныя качества, а понятія,
на которыхъ онъ основываетъ свой общественный и частный
бытъ. Измѣняемость нравственныхъ качествъ (вліяніе про-
свѣщенія и нроч.); неизмѣнность этихъ понятій. Эти поня-
тія — плодъ первоначальной жизни народа (сравнить съ обра-
зованіемъ человѣческаго характера)». Далѣе, опровергая мнѣ-
ніе одного нѣмца, основы вавшаго родство народовъ на сход-
ствѣ нравственныхъ качествъ, онъ говоритъ: «Это то же са-
мое, что еслибъ я, для доказательства моего родства съ та-
кимъ-то (котораго наслѣдство, положимъ, хотѣлъ бы полу-
чить), сказалъ, что онъ былъ такой же, какъ я, неуживчи-
вый человѣкъ, такъ же предпочиталъ охоту и разбой мир-
ному промыслу, такъ же былъ храбръ, такой же былъ
пьяница, такъ же женился изъ-за денегь, любилъ пѣс-
ни и одѣвался одинаково. Родство народа съ народомъ,
какъ и человѣка съ человѣкомъ , доказывается совсѣмъ
иначе». Проникнутый этими мыслями, онъ не оберегаетъ
древнихъ славянъ отъ обвиненій, напримѣръ, въ пиратствѣ, и
тѣмъ избавляется отъ свойственной многимъ историкамъ сла-
бости находить у одного народа всѣ добродѣтели, а у дру-
гаго— всѣ пороки; за то за понятіями онъ слѣдитъ внима-