Page 79 - 000199_000009_003633905
P. 79

и выправкой,  не могшей имѣть должнаго воспитательнаго  вліянія.
      Егоглубокая, непокодебимая вѣра въ силу и жизненность идеи оправ-
      далась самымъ блистательнымъ образомъ.

          Если  оглянуться на всю нашу литературу,  обнимаюіцую  кругъ
      эдементарнаго  образованія  со  времени  смерти  Ушинскаго,  то  во
      всѣхъ трудахъ нашихъ лучшихъ педагогическихъ писателей, въ со-
      ставленіи  учебныхъ  пособій  и  руководствъ— ясно  видно  сильное
      вліяніе научной педагогіи, впервые насажденной у насъ Ушинскимъ.
      йесомнѣнно, это значительный  успѣхъ  въ нашемъ школьномъ дѣлѣ;
      но  останавливаться на этомъ,  ограничиваться только  этимъ  успѣ-
      хомъ— значитъ  сдѣлать  слишкомъ  пдохое  употребденіе  изъ  того
     драгоцѣннаго  наслѣдства, которое оставидъ намъ Ушинскій.
         Тѣ  основы научной педагогіи,  надъ  выработкою которыхъ тру-
     дился  Ушинскій, имѣютъ отношеніе вовсе  не  къ одному только на-
     чальному  образованію,  а къ школьному дѣлу  вообще,— ко  всей го-
     сударственной системѣ образованія  подрастающихъ поколѣній  обо-
     пхъ половъ.  Если  самъ  Ушинскій,  поспѣшности  и  новизнѣ  дѣла
     народнаго образованія у  насъ,  старался  примѣнить  выработанныя
     имъ  начала  раціональной  педагогіи  прежде  всего  къ начальному
     образованію,  то  это  еще  ни въ какомъ случаѣ не доказываетъ, будто
     примѣненіе  научной педагогіи должно  ограничиться только  этимъ.
         Но,  къ величайшему  сожалѣнію,  раціональныя  педагогическія
     основанія почти не получили у насъ никакого  распространенія  на
     систелу  средняго образованія,  остающагося,  можно  сказать,  въ до-
     реформенномъ состояніи.  Родной языкъ не  имѣетъ того почетяаго,
     гдавенствующаго значенія  въ дѣлѣ  воспитанія  и  обученія  нашего
     юношества, какое  принадлежитъ  ему  но  праву.  Это  тѣмъ  болѣе
     обидно,  что идея  о значеніи родного языка,  высказанная въ Швеціи
     лѣтъ  на  20  позже,  чѣмъ у  насъ  Ушинскимъ,  получила  уже  пол-
     ное практическое примѣненіе во всѣхъ скандинавскихъ среднеучеб-
     ныхъ заведеяіяхъ и  начинаетъ вызывать  подражаніе  и въ другихъ
     западно-европейскихъ госуіарствахъ.  Составъ и  объемъ программъ
     нашихъ  среднеучебныхъ  заведеній,  распредѣленіе  предметовъ  по
     кдассамъ,  планы,  методы  и  пріемы преподаванія— все это,  въ  от-
     дѣльности  и совокуішости,  слишкомъ мало  разсчитано  на  возбуж-
     деніе любознательности и пытливости учащихся,  на  ихъ  самодѣя-
     тельность.  Вслѣдствіе  этого  ученіе  обращается  въ  трудъ  подне-
     вольный и лишается того животворнаго,  воспитательнаго значенія,
     которое оно можетъ и должно имѣть,  при  условіи  той постановки,
     которая соотвѣтствовала бы  основаніямъ  и  требованіямъ  научной
   74   75   76   77   78   79   80   81