Page 74 - 000199_000009_003633905
P. 74

жается такою  искреннею  любовыо  и молитвоа:  цѣну  воспитателю
      русскихъ дѣтей  и воспитателей— Одесса чувствуетъ  если  не  бодѣе,
      то ни  въ какомъ  случаѣ  не  менѣе  другихъ  городовъ  Россіи.  Съ
      миромъ  и  благословеніемъ  отнускаеиъ  тебя  въ  путь  твой,  доб-
      лестнын  труженикъ,  до  конца  жизни  свято  служившій  святому
      дѣлу воспитанія».
          Дѣйствительно,  для  разноплеменной  и  разноязычной  Одессы
      фактъ очень  знаменательяый,  что отиѣваніе Ушинскаго въ соборѣ
      и  грандіозные  проводы  отъ  собора  до  желѣзнодорожной  станціи
      («Куликово поле») было дѣломъ народныхъ учителей,  воспитанни-
      ковъ недагогическихъ курсовъ и учащихся въ одВсскихъ народныхъ
      школахъ. Это свидѣтельствовало о большомъ самосознаніи народныхъ
      педагоговъ.  Какъ  ни  прискорбна  была  преждевременная  кончина
      Ушинскаго, но чествованіе памяти его въ Одессѣ  ясно  доказывало,
      что труды его  успѣли  уже въ  1870  году  принести  большіе и ося-
      зательные результаты, вызвавъ значительный подъемъ духа въ средѣ
      народныхъ педагоговъ,  осмысливъ ихъ задачи и цѣли,  общественное
      ноложеніе и роль въ собственныхъ ихъ глазахъ.  Это  впрочемъ осо-
      бенно ярко сказалось въ горячей рѣчи учителя одного изъ одесскихъ
      вародныхъ  училищъ,  г.  Росикова,  произвесенной  имъ  на  станціи
      желѣзной дороги,  при разставаніи съ тѣломъ Ушинскаго.  Вотъ что
      между прочимъ говорилъ г. Росиковъ:
          «Замолчите всѣ,  считающіе дѣло начальнаго воспитанія дѣломъ
      маловажнымъ, дѣломъ, нестоющимъ серьезнаго вниманія; замолчите
      и  проникнитесь глубокимъ уваженіемъ къ дѣлу воспитанія, ибо есть
      дюди,  полагающіе  жизнь  свою  за это дѣло.  Вотъ  гробъ человѣка,
      который всю  жизнь свою  принесъ на пользу  своихъ соотечествен-
      никовъ.  Вотъ  останки  труженика,  предпринявшаго  громадный
      трудъ:  собрать  мнѣнія о воспитаніи,  высказанныя  великими  мы-
      слителами  впродолженіи  многихъ  вѣковъ и изъ этихъ разнорѣчи-
      выхъ теорій и философскихъ взглядовъ выработатыюслѣднее  слово
      науки о воспитаніи  духовной и  физической природы  человѣка,  со-
      ставить  руководство,  необходимое  для  всѣхъ,  кто посвятилъ себя
      воспитанію  русскаго  юношества.  Этимъ  трудомъ  онъ  желалъ
      положить  конецъ  тому  жалкому  обученію  и  воспитапію,  какому
       подвергаются  дѣти  въ  школахъ,  руководимыхъ  непризванными и
       неподготовленными  педагогами>...
          «Горе наше  велико.  На долю нашу  выпалъ жребій пе привѣт-
       ствовать, но провожать въ невозвратный путь всѣми намилюбимаго
       ученаго.  Вспомнимъ же, на прощаньи съ гробомъ симъ, и  сохранимъ
       въ  сердцахъ  нашихъ  все  то,  что  говорилъ и завѣщалъ  намъ по-
   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79