Page 78 - 000199_000009_003633905
P. 78
компромиссами. Онъ признавалъ толькото, слѣдовалъ только тону,
что вполнѣ отвѣчало его идеаламъ, строго продуманнымъ и срос-
шимся съ его нравственнымъ я. Все же другое онъ рѣзко и рѣши-
тельно отвергалъ, чего бы это ни стоило ему. Горячо любя отече-
ство, желая ему дучшаго будущаго и понимая силу воспитанія не
въ формальномъ, а въ нравственномъ его значеніи, онъ сконцен-
трировалъ всѣ свои идеалы и стремленія въ одну вееобъемлющую
педагогическую гідею, которою смѣло и удачно охватилъ семью и
школу, малолѣтокъ и взрослыхъ, учащихъ и учащихся, условія и
потребности первоначальнаго образованія и требованія воспитываю-
щаго образованія вообще.
Вотъ ыежду прочимъ какъ самъ писадъ Ушинскій объ этой его
«педагогической идеѣ> и ея значеніи въ жизни. «У насъ— гово-
ритъ онъ въ частномъ письмѣ— прежде всего не достаетъ педаго-
гической гідеи, изъ которои, какъ изъ здороваго корня, могли бы
развиваться всѣ педагогическія улучшенія; а пдодотворная педаго-
гическая идея можетъ быть развиваема на прочныхъ основаніяхъ
науки только въ университетахъ. Вѣковой традиціи, которая глав-
нымъ образомъ ведетъ дѣло на Западѣ, у насъ нѣтъ, да и идеи,
основанной на общественномъ сознаніи, также нѣтъ; апотому, безъ
особыхъ университетскихъ каѳедръ антропологіи и даже особыхъ
ледагогическихъ факультетовъ съ фидософской подкладкой, рѣши-
тельно невозможно образованіе у насъ, въ настоящее время, дѣй-
ствительно хорошихъ учительскихъ семинарій, хотя и желательно
нока, по крайней мѣрѣ, учрежденіе особыхъ шкодъ для дресси-
ровкй въ педагогической практикѣ, — ремеслѣ, въ сущности не
хитромъ. 9той философско-педагогической идеи наши университеты,
какъ извѣстно, не выработали, и для педагогической литературы
ничего не дали до настоящаго времени; въ среднихъ учебныхъ за-
веденіяхъ нашихъ тоже мало дается матеріала для пытливой мысли
и наклонности къ самостоятельному занятію науками гуманными,
какъ литература, исторія и особенно философія».
ІІонимая всю неблагопріятность условій для педагогическихъ
улучшеній, Ушинскій тѣмъ настойчивѣе и энергичнѣе прилагалъ
всѣ свои усилія для проведенія въ жизнь основаній научной педа-
гогіи разными путями— въ печати, педагогическомъ общеетвѣ и
посредствомъ сочиненій. И, наперекоръ неблагопріятнымъ обстоя-
тельствамъ, идея восторжествовала надъ вѣками сложившейся ру-
тиной. Ушинскій былъ настолько счастливъ, что еще при жизни
видѣлъ несомнѣнное торжество впервые насажденной имъ у насъ
научной педагогіи надъ тупой, бездушной, механической выучкой