Page 78 - 000199_000009_003633905
P. 78

компромиссами.  Онъ признавалъ толькото, слѣдовалъ только  тону,
      что вполнѣ отвѣчало его идеаламъ,  строго  продуманнымъ  и  срос-
      шимся  съ его  нравственнымъ  я.  Все же другое онъ рѣзко  и рѣши-
      тельно  отвергалъ,  чего  бы это  ни  стоило  ему.  Горячо  любя  отече-
      ство,  желая ему дучшаго  будущаго и понимая  силу воспитанія  не
      въ формальномъ, а въ нравственномъ  его  значеніи,  онъ  сконцен-
      трировалъ всѣ свои идеалы  и стремленія  въ одну  вееобъемлющую
      педагогическую  гідею,  которою  смѣло и удачно  охватилъ  семью  и
      школу,  малолѣтокъ и взрослыхъ,  учащихъ и учащихся,  условія  и
      потребности первоначальнаго образованія и требованія воспитываю-
      щаго образованія вообще.
         Вотъ ыежду прочимъ какъ  самъ  писадъ  Ушинскій объ этой его
      «педагогической идеѣ>  и ея  значеніи  въ жизни.  «У  насъ— гово-
     ритъ онъ въ  частномъ письмѣ— прежде всего  не  достаетъ  педаго-
     гической  гідеи,  изъ которои, какъ изъ здороваго  корня,  могли  бы
     развиваться всѣ педагогическія  улучшенія;  а пдодотворная педаго-
     гическая идея можетъ быть развиваема  на  прочныхъ  основаніяхъ
     науки только  въ университетахъ.  Вѣковой традиціи, которая глав-
     нымъ  образомъ  ведетъ  дѣло  на  Западѣ,  у  насъ  нѣтъ, да и  идеи,
     основанной на общественномъ сознаніи, также нѣтъ; апотому, безъ
     особыхъ университетскихъ каѳедръ  антропологіи  и  даже  особыхъ
     ледагогическихъ факультетовъ съ фидософской  подкладкой,  рѣши-
     тельно невозможно образованіе  у  насъ,  въ настоящее  время,  дѣй-
     ствительно хорошихъ учительскихъ семинарій, хотя  и  желательно
     нока,  по крайней  мѣрѣ,  учрежденіе  особыхъ  шкодъ  для  дресси-
     ровкй  въ  педагогической  практикѣ, — ремеслѣ,  въ  сущности  не
     хитромъ. 9той философско-педагогической идеи наши университеты,
     какъ извѣстно,  не выработали,  и  для  педагогической  литературы
     ничего  не дали до  настоящаго  времени;  въ среднихъ  учебныхъ за-
     веденіяхъ нашихъ тоже мало дается  матеріала для пытливой мысли
     и наклонности  къ  самостоятельному  занятію  науками гуманными,
     какъ литература,  исторія и  особенно  философія».
         ІІонимая  всю  неблагопріятность  условій  для  педагогическихъ
     улучшеній, Ушинскій тѣмъ настойчивѣе  и  энергичнѣе  прилагалъ
     всѣ  свои усилія для проведенія въ жизнь  основаній  научной педа-
     гогіи  разными  путями— въ  печати,  педагогическомъ  общеетвѣ  и
     посредствомъ сочиненій.  И,  наперекоръ неблагопріятнымъ  обстоя-
     тельствамъ,  идея восторжествовала надъ вѣками сложившейся  ру-
     тиной.  Ушинскій  былъ  настолько  счастливъ,  что  еще  при  жизни
     видѣлъ несомнѣнное торжество впервые насажденной  имъ  у  насъ
     научной педагогіи  надъ тупой,  бездушной,  механической  выучкой
   73   74   75   76   77   78   79   80   81