Page 80 - 000199_000009_003633905
P. 80

ледагогіи.  Вотъ позтому-то главнымъ образомъ, выпускаявъ жизнь
     съ каждымъ годомъ  все болыяее  и  больпгее  количество  спедіали-
     стовъ ио разнымъ  отраслямъ знанія,  мы  по  прежнему  ощущаемъ
     все тотъ же  недостатокъ въ  «людяхъ»,  какъ  и въ ту  пору,  когда
     только-что  выступилъ  на  педагогическое  попршце  Згшинскіи,—
     ощущаемъ даже  въ болѣе  острой  формѣ,  чѣмъ  тогда,  нотому что
     теперь  сложнѣе и  настойчивѣе  потребности жизни..
         Бто— неизбѣжная кара за тяжкую  вину  всей  мыслящей  части
     русскаго  общества передъ великою  памятью Ушинскаго  и  его  за-
     «лугами на пользу всего  отечества.  Съ тѣмъ  богатымъ,  нсзамѣни-
     мымъ наслѣдіемъ,  которое онъ создалъ  цѣною  собственной  жизни
     на иользу родины,  мы поступили, въ сущности,  какъ  «рабъ  лука-
     вый  и лѣнивый»,  зарывъ его  въ землю.
         Если сравнить то время, когда умеръ  Ушинскій, съ ныаѣшннмъ,
     мы  будемъ  поражены  необычайнымъ  застоемъ  во  всей  педаго-
     гической  области.  Ни  одной  свѣжей мысли, ни одного живого слова.
     Если  что  и подвернется  подъ руку  но части  общепедагогическихъ
     вопросовъ,—такъ это,  въ сущности, пересказъ того,что  было  дано
     Ушинскимъ,  въ  болыпинствѣ  случаевъ  даже плохои пересказъ,  съ
     переиначиваніями,  на почвѣ узко-учебной техники,  а ненафизико-
     психологическихъ основаніяхъ.  Самая роль педагоговъ  совершенно
     «тушевалась  въ глазахъ общества.
         Мы  имѣемъ дѣло  съ той  самой  «педагогической  летаргіей»,  на
     борьбу съ которой  такъ мужественно  выстунилъ Ушинскій  во вто-
     рой  половинѣ  50-хъ годовъ,  не переставая  будить  и ледагоговъ,  и
     •общество до  конца своей жизни.  Повтореніе же  этой  летаргіи  слу-
     житъ доказательствомъ,. что  Ушинскій былъ у насъ  не только  пер-
     вымъ,  но  и единственнымъ представителемъ научной педагогіи. Онъ
     вдохнулъ  было  живую  душу  въ наше  рутинное  школьное  дѣло  и
     указаіъ  ему падежный путь къ славному и безконечному развитію
     и  усовершенствованію  на  пользу  общую.  Но  не  нашлось  достоіі-
     ныхъ продолжателей,  и дѣлоразностороннихъудучшенійвъучебно-
     воспитательной  области ждетъ  своеіі очереди.
         Симптомъ весьма опасный.  Ушинскій  говорилъ  и писалъ,  что
     «каждая школа,  каждый педагогъ неизбѣжао  выполняетъ одну  изъ
     двухъ функцій:  или  они  готовятъ  счастье  своей  странѣ,  или  не-
     счастье».  Вѣрная  и  мудрая  формула эта невольно заставляетъ при-
     задуматься.
         Если мы на  протяженіи  почти  четверти  вѣка  уже  со времени
     смерти Ушинскаго  все еще не  имѣемъ  достойныхъ  продолжателей
     великой  творческой  его педагогической дѣятельности,  то это  слу-
   75   76   77   78   79   80   81