Page 80 - 000199_000009_003633905
P. 80
ледагогіи. Вотъ позтому-то главнымъ образомъ, выпускаявъ жизнь
съ каждымъ годомъ все болыяее и больпгее количество спедіали-
стовъ ио разнымъ отраслямъ знанія, мы по прежнему ощущаемъ
все тотъ же недостатокъ въ «людяхъ», какъ и въ ту пору, когда
только-что выступилъ на педагогическое попршце Згшинскіи,—
ощущаемъ даже въ болѣе острой формѣ, чѣмъ тогда, нотому что
теперь сложнѣе и настойчивѣе потребности жизни..
Бто— неизбѣжная кара за тяжкую вину всей мыслящей части
русскаго общества передъ великою памятью Ушинскаго и его за-
«лугами на пользу всего отечества. Съ тѣмъ богатымъ, нсзамѣни-
мымъ наслѣдіемъ, которое онъ создалъ цѣною собственной жизни
на иользу родины, мы поступили, въ сущности, какъ «рабъ лука-
вый и лѣнивый», зарывъ его въ землю.
Если сравнить то время, когда умеръ Ушинскій, съ ныаѣшннмъ,
мы будемъ поражены необычайнымъ застоемъ во всей педаго-
гической области. Ни одной свѣжей мысли, ни одного живого слова.
Если что и подвернется подъ руку но части общепедагогическихъ
вопросовъ,—такъ это, въ сущности, пересказъ того,что было дано
Ушинскимъ, въ болыпинствѣ случаевъ даже плохои пересказъ, съ
переиначиваніями, на почвѣ узко-учебной техники, а ненафизико-
психологическихъ основаніяхъ. Самая роль педагоговъ совершенно
«тушевалась въ глазахъ общества.
Мы имѣемъ дѣло съ той самой «педагогической летаргіей», на
борьбу съ которой такъ мужественно выстунилъ Ушинскій во вто-
рой половинѣ 50-хъ годовъ, не переставая будить и ледагоговъ, и
•общество до конца своей жизни. Повтореніе же этой летаргіи слу-
житъ доказательствомъ,. что Ушинскій былъ у насъ не только пер-
вымъ, но и единственнымъ представителемъ научной педагогіи. Онъ
вдохнулъ было живую душу въ наше рутинное школьное дѣло и
указаіъ ему падежный путь къ славному и безконечному развитію
и усовершенствованію на пользу общую. Но не нашлось достоіі-
ныхъ продолжателей, и дѣлоразностороннихъудучшенійвъучебно-
воспитательной области ждетъ своеіі очереди.
Симптомъ весьма опасный. Ушинскій говорилъ и писалъ, что
«каждая школа, каждый педагогъ неизбѣжао выполняетъ одну изъ
двухъ функцій: или они готовятъ счастье своей странѣ, или не-
счастье». Вѣрная и мудрая формула эта невольно заставляетъ при-
задуматься.
Если мы на протяженіи почти четверти вѣка уже со времени
смерти Ушинскаго все еще не имѣемъ достойныхъ продолжателей
великой творческой его педагогической дѣятельности, то это слу-