Page 40 - Полный_курс_физики_с_кратким_обзором_метеорологических_явлений_пер_с_фр
P. 40

МЕХАНИКА :  ДИНАМИКА .                     21
          1°.  Рычагъ.  Разсмотрпмъ  рычагъ  АОВ  (рпс.  2-4).  При  пебольшомъ  элемонтарпомъ
        перемѣщсніп  угла  ш  точки  прпложепія  силъ  оппшутъ  дуги  круга,  который  можно  при­
        нять  за  прпмып.  Следовательно,  для  двигательной  работы  7'»»  п  работы  сопротивления
        Тг  мы  лолучпмъ:
             Тт  =  Р  X  CG 1  Tr=QX  Ш>'.
        Но  такъ  какъ  сила  и  сопротпвленіе  находились,
        въ  равновѣсіп,  то:
           Р    a    ВВ 1
           \  =  р  =  ж> ІШІ  р  х  с  с  '  =  Q  х  т  у  -
        Следовательно:
                        Тт  =  Г/-.                          Р п 0  24.
           То  же  самое  справедливо  п  по  отношенію  къ
        ісонечпому  перемѣщепііо,  такъ  какъ  общая  двигательная  работа  есть  сумма  элементар-
        ныхъ  двпгательныхъ  работъ,  a  послѣднія  равпы  элементарнымъ  работамъ  еопротпвленія,
        которыхъ  сумма  есть  общая  работа  сопротивления.
           2°.  Блокъ.  Пусть  будетъ  С  точка  прплоясенія  сплы  Р  (рпс.  25)  п  D  точка  прпдоже-
        яія  согіротнвленія  Q.  Въ  то  время,  какъ  точка  О  пройдетъ  путь  СС',  В  сдѣлаетъ  путь
        равпый  DD , 1  такъ  что:
                 Тт  =  Р  X  С С ,  Tr=QX  -D-D'.
        Но  такъ  какъ,  па  основами  условія  равновѣсія,  Р =  §  и
        кромѣ  того  СО'  —  BD',  ТО:
                            Тт  =  Тг.
          Вообразпш.  себѣ  теперь  машину,  которая  не  находится
        въ  равновѣсіп,  что  произойдешь,  если,  напрпмѣръ,  дей­
        ствующая  сила  будетъ  немного  больше  еопротивленія;  при
        этомъ  двигательная  работа  будетъ  больше  работы  сопро-
        тивленія.  Этотъ  избытокъ  работы  превратится  въ  живую
        силу  в  ускорить  двшкепіе  машины.  Наоборотъ,  если  сила.  р И С -  25.
        меньше  сопротивления,  то  работа  сопротивления  будетъ
        больше  двигательной  работы;  жпвая  спла,  a  следовательно,  и  скорость  разлпчныхъ
        частей  машины  при  этомъ  уменьшатся.
          4-2.  Пассивное  сопротивлѳніе.  Треиіе.  Во  всѣхъ  возможныхъ  машпнахъ, даже  лри'усло-
        віп  нхъ  равиомѣрнаго  двпженія,  двигательная  работа  всегда  несколько  меньше  работы
        сопротивленія.  Это  завпептъ  отъ  тренгй,  толчковъ  л  колебапій,  которые  вызываются
        сопротивляющимися  силами, такъ  называемыми  пассивными  сопроттленіпми.  Эти  сопро-
        тпвленія  поглощаютъ  часть  двигательной  работы,  которая  такпмъ  образомъ  цѣлпкомъ
        превращается  въ  теплоту.
           1°.  Треиіе  при  скальженги.  Представпмъ  себѣ  какое-нибудь  тѣло  вѣса  Р ,  лежащее
        па  плоской  горизонтальной  поверхности. Если  плоокостп  пхъ  сопрпкосновенія  идеально
        гладки,  то  достаточно  прилолшть  къ  тѣау  самую  ничтожную  силу,  чтобы  переместить
        •его  въ  горнзоитальномъ  направленіи. Но  "въ действительности  этого  никогда  не  бываетъ:
        чтобы  пропзвестп  двпженіе,  нужна  сила,  по  крайней  мѣрѣ  равная  определенной  вели­
        чине  F,  которая  называется  шчалъиымъ  треніемъ.  Эта  спла  F  пропорцгожлъна  вѣсу
                            .  F
        тѣла,  прпчемъ  отношете  -р-  завпептъ  только  отъ  природы  соприкасающихся  поверх­
        ностей  и  называется  коэффпціентохь  начальнто  треиш.  Если  сообщить  двпженіе  телу
        посредствомъ  силы  F',  то  это  двпженіе  будетъ  равномерно  ускорптельнымъ;  это  пока­
        зываешь,  что  производящая  его  спла  постоянна.  Но  если  мы  выведемъ  величину  этой
        силы  изъ  величины  ускорения,  то  мы  увпдішъ,  что  она  меньше  F'  п  равна  F'—Ф.
        Дѣйствіе  тренія  производится  этою  замедляющею  силою  Ф.  Можно  доказать,  что  она
        пропорциональна  Р ;  отношеніе -р- называется  коэффиціектомъ  треиія  при  движепіи.  Онъ
        всегда  меньше  коэффициента  начальнаго  тренія  п  подобно  этому  последнему  завиептъ
        лпшь  отъ  природы  соприкасающихся  поверхностей.
           Вотъ  несколько  данныхъ  относительно  коэффиціентовъ  тренія,  выведенныхъ  физп-
        комъ  Кулономъ  пзъ  цѣлаго  ряда  опытовъ:
   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45