Page 268 - 000199_000009_003613470
P. 268

256                    С.  М.  СОЛОВЬЕВЪ.

    въ  томъ видѣ  и порядкѣ,  какъ  онъ ве.іъ пхъ. Соловьевъ ска-
    залъ при этомъ:   «У  кого нѣтъ черновыхъ тетрадей, да    кто-
    же  ихъ  печатаетъ». Въ другой разъ, бывши у него,     я упо-
    мянулъ— въ разговорѣ    о недрлговѣчности ученыхъ  — объ од-
    номъ русскомъ научномъ дѣятелѣ, который сохраняетъ        свѣ-
    жесть  и  въ иреклонныхъ лѣтахъ   и котораго труды еще фак-
    тичнѣе.  «Развѣ  это наука?»  замѣтилъ на это Соловьевъ. Для
    него,  какъ  и для Грановскаго,  — въ  этомъ  ихъ саиое большое
    сходство, — исторія была наука, но преимуществу воспитываю-
    щая гражданина. Для    того  и  для другаго поучительный ха-
    рактеръ исторіи   заключался  не  въ тѣхъ  прямыхъ   урокахъ,
    которыми любила щеголять     исторіографія  XVIII вѣка  и  ко-
    торыми богаты страницы Карамзина, гдѣ     выставляются герои
    добродѣтели,  какъ  на Монтіоповскихъ состязаніяхъ,   въ при-
    мѣръ  для  подражанія,   чудовища  порока,  какъ спартапскіе
    пьяные   илоты,  въ образецъ  того,  чего слѣдуетъ пзбѣгать;
    пѣтъ, ни тотъ, ни другой изъ этихъ незабвенныхъ профессоровъ
    не  считалъ исторію  « Зеркаломъ добродѣтели»,  но каждый изъ
    нихъ имѣлъ   въ виду другую цѣль:   они старались   воспитать
    въ  своихъ слушателяхъ созпаніе   вѣчныхъ   законовъ  истори-
    ческаго развитія, уваженіе  къ прошлому, стремленіе   къ улуч-
    шение  и развитію   въ будущемъ;    они  старались пробудить
    созпаніе  того,  что усиѣхи   гражданственности добываются
    труднымъ   и  медленнымъ процессомъ, что великіе   люди   суть
    дѣти  своего общества и представители его,   что  имъ  нужна
    почва для дѣйствія;  не  съ пасмѣшкою   сожалѣнія  относились
    они  къ прошлому,   но  съ стремленіемъ  попять  его  въ  немъ
    самомъ и   въ его отношепіяхъ къ настоящему; «Снросимъ чело-
    вѣка,  съ кѣмъ  онъ знакомъ,  и  мы узнаемъ человѣка;    спро-
    спмъ народъ объ    его исторіи,  и  мы узнаемъ пародъ». Этими
    словами  Соловьевъ  началъ свой курсъ 1348 года,      когда  я
    пмѣлъ счастіе его слушать: въ исторіи народа мы его узнаемъ,
    но  только  въ полной исторіи,  въ такой, гдѣ па первый планъ
    выступаютъ существенныя черты, гдѣ все. случайное, несуще-
     ственное отходитъ на второй планъ, отдается въ жертву со-
   263   264   265   266   267   268   269   270   271   272   273