Page 249 - 000199_000009_003613470
P. 249

м.  л.  иогодииъ.                  2 37

    ни странно то,   что Погодинъ,   котораго  русское чутье дер-
    жало  на сторожѣ    противъ  всего  что вредно національному
    развитію  и  что противно внутренней правдѣ,   поддался этому
    заблужденію:   по  это фактъ.  Замѣчательно,   что  отказаться
    отъ этой мысли Погодинъ никогда не могъ. Таково противо-
    рѣчіе человѣческой природы! Въ    то  же время Погодинъ    по-
    знакомился  съ французской литературой,    гостя каждое лѣто
    въ Знаменскомъ у    кн. Трубецкаго,  и  съ нѣмецкой,  къ чему
    побудили   его  разговоры  съ Ѳ. И.  Тютчевымъ.   Увлеченный
    Шатобріаномъ,   онъ перевелъ «Genie du Christianisme», отры-

    вокъ  пзъ котораго, «Рене>, былъ напечатанъбъ «Московскомъ
    Вѣстпикѣ».   Вскорѣ послѣ   окончанія  курса  въ университетѣ
    Погодинъ помѣстилъ    въ «Вѣстникѣ    Европы»   свою   первую
    статью: «Разборъ псторическихъ таблицъ Филистри»       1);  за-
    тѣмъ послѣдовало   нѣсколько статей, объясняющихъ Нестора^
    въ  томъ  же  «Вѣстникѣ Европы». Скоро     однако между   ре-
    дакторомъ «Вѣстника Европы», Каченовскимъ, и Погодинымъ
    произошелъ разрывъ:    Погодинъ   написалъ разборъ Фатерова
    разсужденія  о происхожденіи Руси,    «въ переводѣ   котораго
    Каченовскій  выразилъ  свое мнѣніе»  2), т. е. объ южномъ про-
    исхожденіи   этого  имени. Каченовскій   не  папечаталъ этой
    статьи.  «Такъ  начался споръ  съ Каченовскимъ и борьба    въ
    университетѣ,  продолжавшаяся   почти   30 лѣтъ, наравнѣ   съ
    тридцатилѣтней религіозной    войной  въ Германіи»   3).  Для
    пользы  науки   весьма  важна борьба   между   ея дѣлтелями,
    представляющими собой разностороннія направленія;    а съ че-
    ловѣческой  точки зрѣнія  нѣтъ зрѣлища болѣе присгмрбнаго,
    какъ  взаимное н. пониманіе  двухъ  полезныхъ дѣятелей; отно-
    сительно же   такихъ людей,   какъ Каченовскій   и Погодинъ,
    можно  сказать  п гораздо  болѣе.  Впрочемь,  что  же дѣлать?
    Таковъ ходъ развитія, котораго цѣлость   и гармонія  основаны



       ') „Вѣстшікъ Европы'  ; 1822,  октябрь.
       2) „Біогр.  Слов." П,  237.
       3j Тамъ-же.
   244   245   246   247   248   249   250   251   252   253   254