Page 248 - 000199_000009_003613470
P. 248

236                    м.  п.  погодинъ.
   тора», который   съ тѣхъ  поръ  сталъ  руководителемъ  его  ра-
   бота. Погодинъ   до  конца  своей  жизни  считалъ Шлецера   са-

   мымъ   высокимъ образцомх    исторической  критики:  на пзуче-
   ніи  его  создались  собственные ученые иріемы Погодина;   вы-
   воды Шлецера    служили  часто  основою  его собственнымъ  вы-
   водамъ; молодымъ   людямъ,  начинающимъ   заниматься исторіею,
    Погодинъ  прежде   всего  давалъ  въ руки  «Нестора».   Это  я
   знаю  по собственному  опыту,  когда студентомъ перваго курса
   я обратился   къ нему, тогда  уже не профессору,  за совѣтомъ.
    Надъ  его  письменнымъ  столомъ  постоянно   висѣлъ  портретъ
    Шлецера, подаренный    ему сыномъ  знаменитаго  критика, про-
    фессоромъ  московскаго  университета,  и  онъ любилъ'  показы-
    вать  посѣщавшимъ   его экземпляръ   «Нестора»   съ собствен-
   норучными   помѣткамн   автора,  подаренный  ему тѣмъ  же  сы-
    номъ  , Великій нѣмецкій  критикъ  своими достоинствами  и  сво-
    ими  недостаткам»  оставилъ яркій слѣдъ  въ развитіи русской
    исторической  науки:  онъ указалъ  необходимость  изучать  всѣ
   списки  лѣтописи  и далъ  методъ  для  этого пзученія, который
    впослѣдствіи  прилагался Погодинымъ;   онъ указалъ   па необ-
    ходимость  аналогій  не  только внѣшнихъ,  но  и внутреннихъ,
    не  только  между  отдѣльными  обычаями   и учреждениями,  но
    и между общими    состояніями  различныхъ  народовъ;  но увле-
    каясь гордостію  своего нѣмецкаго  патріотизма,  онъ  придалъ

    слишкомъ  преувеличенное   значеніе  варяжскому элементу,  не-
    поколебимую   вѣру  въ  скандпнавизмъ  котораго  онъ  передалъ
    и своему   ревностному   ученику,  Погодину.  Подъ вліяніемъ
    Шлецера   написанъ  не  только  2-й  томъ «Изслѣдованій,  лек-
    цій  и замѣчаній>,  заключающій   въ себѣ  магистерскую   дис-
    сертацію  автора  «О происхожденіп   варяговъ»,  но и 3-й,  по-
    священный обозрѣнію    общества  въ варяжскій періодъ; зДѣсЬ
    все приписано   скандинавскому,  т.  е. германскому,  вліянію:
    и религія,  и право,  и обычаи.  Борьба  гъ  этою  крайностію
    нормапистовъ   велась  съ разнымъ   успѣхомъ  въ теченіе  по-
    слѣднихъ   тридцати  лѣтъ,  и  побѣда  надъ  этимъ заблужде-
    ніемъ едва-ли даже  и теперь  можетъ  считаться  полною.  Какъ
   243   244   245   246   247   248   249   250   251   252   253